Первый за 15-лет приезд в Каир премьера Турции Тайипа Эрдогана совпал с серьезным ухудшением отношений между Египтом и Израилем. Да и между Анкарой и Тель-Авивом сейчас тоже все хуже некуда.
Незадолго до своей поездки турецкий премьер сообщил: военные суда его страны будут сопровождать корабли, направляющиеся в сектор Газа с гуманитарными грузами. В прошлом году Израиль перехватил "флотилию свободы", девять пропалестинских активистов из Турции погибли. С этого момента в связях двух стран стало явно заметно серьезное похолодание - отношения между ними сведены к минимуму. Поговаривали даже, что во время нынешнего визита Тайип Эрдоган посетит сектор Газа, где у власти находится движение ХАМАС. Однако потом стало известно: он туда не поедет. Впрочем, как отметили эксперты, примечательно уже то, что подобная идея вообще обсуждалась в Анкаре на высоком уровне.
А ведь еще совсем недавно Анкара и Каир слыли главными друзьями Тель-Авива в регионе. Более того, Египет претендовал на роль ключевого миротворца на Ближнем Востоке. Но после свержения Хосни Мубарака картинка стала выглядеть совсем по-иному. На прогремевшей на весь мир площади Тахрир неоднократно звучали антиизраильские лозунги. Участники манифестаций начали требовать разорвать отношения с Тель-Авивом после того как в августе пять египетских полицейских погибли на границе в результате перестрелки между израильскими военными и палестинскими боевиками. Ну а в прошлые выходные каирская толпа взяла штурмом посольство Израиля.
За последнее время обстановка на Ближнем Востоке поменялась радикально. И Анкара все более уверенно предъявляет права на позицию ведущей региональной силы. Заявления Эрдогана во время инцидента с "флотилией свободы" позволили ему снискать искреннее уважение "арабской улицы". О намерении развивать отношения с исламским миром турецкий премьер заявил, выступая с победной речью после прошедших в начале июня парламентских выборов: "Сегодня Сараево выиграло не меньше, чем Стамбул, Бейрут - не меньше, чем Измир, Дамаск - не меньше, чем Анкара, Рамалла, Наблус, Дженин, Западный берег и Иерусалим выиграли столько же, сколько Диярбакыр".
Действия Анкары при новом раскладе сил на Ближнем Востоке выглядят не просто логичными, но и хорошо продуманными. С одной стороны Турция состоит в НАТО и стремится в Евросоюз, с другой - корни нынешней правящей Партии справедливости и развития лежат в политическом исламе. События "арабской весны" пытаются оседлать фундаменталисты, однако их радикализм нынче не в моде. Для тех же, кто хочет перемен, экономически успешная Турция может оказаться куда более привлекательным союзником - и образцом для подражания - чем, скажем, Иран. Недаром одно из главных событий визита Эрдогана в Египет - его выступление в Каирском университете. Там же пару лет назад выступал президент США Барак Обама, изложив свое видение отношений с арабским миром. Теперь эту же трибуну занял Реджеп Тайип Эрдоган. Его, кстати, в турне по Египту, Тунису и Ливии сопровождает делегация турецких бизнесменов - дипломатическое наступление идет в ногу с заключением новых прибыльных контрактов. Очевидно, это особенно важно в случае с Ливией, где предстоят масштабные работы по восстановлению после боевых действий. Впрочем, перечеркивать старые альянсы Турция не спешит - в конце этой недели Эрдогана ждут в Вашингтоне.