12.09.2011 23:23
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Ток-шоу слетаются на несчастья и рвут друг у друга пострадавших

    Почти все информационно-аналитические программы от "Честного понедельника" и до "Постскриптума" снова в строю.

    В строю и развлекательные проекты: от "Минуты славы" и до "Девчат".

    А в фокусе внимания - гибель на взлете "Локомотива" и 10-я годовщина террористической атаки на Америку.

    Персона недели - Иван Охлобыстин, объявивший о своем намерении стать президентом.

    Горе - как рейтинговый пирог

    Так сошлись звезды на небе, что неделя вместила и прощание с командой хоккейного "Локомотива", и воспоминания об американской трагедии 10-летней давности.

    К трагедиям нам, современникам, не привыкать. Только-только в дымке повседневности скрылась беда под названием "Булгария". Теперь вот из той же дымки вынырнула беда по имени ярославский "Локомотив".

    Телевизор был оперативен как никогда. Я - не про новостные программы. Их информационная активность в порядке вещей. Я про социально-бытовые ток-шоу типа "Пусть говорят" и "Прямой эфир".

    ...То, как мы прощаемся в телеэфире с жертвами стихийных или технологических катастроф, напоминает птичий базар - ток-шоу слетаются на общенациональное несчастье и рвут друг у друга пострадавших, их родных, нечаянных свидетелей, чиновников, виновников, народных артистов и членов Государственной Думы. Так было, когда утонула "Булгария". Так случилось нынче, когда рухнул самолет Як-42.

    Тогда на грудь впереди был "Прямой эфир" на "России". Теперь первенствовала программа "Пусть говорят" на Первом.

    Шоумен Малахов со своим разговорно-поминальным шоу день в день с катастрофой вышел в эфир. И тут же ляпнулся: с ходу похоронил того единственного хоккеиста, что был еще жив на тот момент.

    Говорить шоумен не знал о чем. Потому, как председательствующий на партийном собрании, предложил товарищам высказываться по очереди и по существу. Но довольно быстро выяснилось, что гламурного ведущего больше всего волнует проблема ВИП-авиации.

    То, как мы прощаемся в телеэфире в жертвами катастроф, напоминает птичий базар

    Еще ему захотелось тут же на месте выяснить причины катастрофы и призвать к ответу ее виновников. Версии у него уже были готовы. Да и не у него одного. Все стали винить неисправную технику, рынок, некачественное топливо, деньги, жадность бизнесменов... Оставалось только вырвать подтверждение у профессионалов. А они не торопились с ним. Один летчик осторожно посоветовал не торопиться с выводами. Другой пилот, летавший на том же самом Яке, - и вовсе заверил, что машина была в полном порядке и что прежде, чем судить, надо дождаться выводов экспертной комиссии.

    Но Малахову было невтерпеж. Он снова и снова пытал собеседников на предмет вины авиаотрасли. Обвинение строилось по аналогии с потонувшей "Булгарией" - раз теплоход был в аварийном состоянии, то и самолет оказался в таком же.

    Только в самом конце программы ее участники догадались помянуть погибших минутой молчания. Хотя это следовало бы сделать в ее начале.

    На следующий день "Прямой эфир", посвященный ярославской трагедии, выдал в эфир два выпуска. Это было более похоже на поминальную молитву. Хотя и здесь не обошлось без актерского кликушества. Актриса Наталья Селезнева со слезами на глазах сгребла в одну кучу все несчастные случаи, происшедшие в последние годы. Ответом ей были бурные аплодисменты.

    Аплодисменты в подобных шоу - отдельная тема. Неужели от таких знаков одобрения в скорбных программах невозможно удержаться?..

    Другая тема: нужна ли конкуренция между каналами в дни национальных трагедий?.. Или горе для наших телеканалов - слишком рейтинговый пирог, чтобы не откусить от него кусок поболе...

    Руководители главных федеральных каналов могли бы и договориться о совместной программе. Как они договариваются о совместных трансляциях в дни национальных торжеств.

    Пример такта и единения продемонстрировали футболисты и болельщики в субботу и в воскресенье по ходу очередного тура. Все футболисты во всех городах вышли на поле с черными повязками на рукавах. Потом - минута молчания под удары метронома. Потом - игра в продолжении десяти минут при гробовой тишине трибун. Во всех городах.

    Так Команда спортсменов со всего мира прощалась с Командой, без которой, увы, нам придется жить и которую мы всегда будем помнить.

    Вспомнить себя

    Американцы помнят свою трагедию десятилетней давности. И наше ТВ о ней вспомнило. В иных случаях не вполне адекватно и достойно. Снова на экран просочились сюжеты, где популяризуются жеваные-пережеваные версии о роли американских спецслужб в террористической атаке на Нью-Йорк и Вашингтон.

    Первый канал предпочел отметить дату показом документального фильма Лесли Вудхеда "9/11. Судный день Америки". Мне он оказался интересен ракурсом. В героях - первые лица США. То, как они помнят тот день, как они помнят себя в тот день. Известные документальные кадры смонтированы с синхронами мэра Нью-Йорка, министра обороны и других ответственных должностных лиц.

    Как ни странно, это смотрится на протяжении полутора часов с неослабевающим интересом. Там есть откровения. Это когда президент Буш присутствует на ритуальном уроке в школе. Мы его видим в тот момент, когда он уже знает о первом столкновении самолета с башней торгового центра. Он думает, что это просто несчастный случай и продолжает живо реагировать на учебные задания и решения учеников. Но вот ему на ухо доложили о втором случае. Его лицо стало отмороженным, взгляд устремился в какое-то иное пространство - он уже не здесь. И самое, очевидно, для него ужасное - он не понимает, где он и что ему надо делать.

    Не знаю, как другие зрители, но во мне этот фильм детонировал свои собственные воспоминания, и я стал припоминать: а где я был в тот знаменательный день. И что почувствовал, когда увидел на телеэкране. И что подумал. И что сказал. И кто что сказал мне...

    А на вопрос, поставленный в фильме, как изменил мир этот беспрецедентный террористический акт, так и не удалось услышать ответа. Хотя было бы странно его требовать. Мир если и меняется, то не одномоментно. Перемены - процесс, который часто так же трудно увидеть воочию, как движение часовой стрелки.

    Одна подробность меня сразила. Мэр Джулиани признался, что он, находясь весь день в гуще событий, хлебнув бетонной пыли, испачкавшись в грязи, не захотел сменить костюм. Он хотел выглядеть таким, как все. То есть руководствовался пиар-соображениями.

    Чтобы в такой экстремальной ситуации об этом думать... Видимо, имиджевые резоны у американских политиков в крови. Или - в генах.

    ***

    Сенсационная претензия Ивана Охлобыстина на поверхностный взгляд носит явно развлекательный характер. Потому в нее вцепилось сразу несколько каналов. Крепче других - НТВ. Сначала эту тему отыграло "Центральное телевидение". Затем - "НТВшники" на "Арене острых дискуссий".

    Участники шоу от Охлобыстина оттолкнулись и сбились на тему, понятную миллионам, - шоу-бизнес и его роль в большой политике. Но мне-то кажется, это они - зря. Тут другой случай. Этот медиаперсонаж еще покажет себя в политике, в чем мы сможем довольно скоро убедиться.

    Поделиться