Двусторонние отношения между Россией и Украиной не сводятся только к вопросу цен на энергоносители. Это видно по тому, насколько активно развивается трансграничное сотрудничество между нашими странами. Так, в минувшие выходные в украинских Сумах прошла международная универсальная выставка "Слобожанский мост", где руководители соседних украинских и российских регионов, представители центральной власти, местные бизнесмены, обсуждали, как сделать контакты между ближайшими соседями простыми и взаимовыгодными. О том, что еще планируют для этого сделать Москва и Киев, "РГ" рассказал заместитель министра регионального развития РФ Максим Травников.
"Российская газета": Максим Александрович, на форуме много говорилось об оживлении сотрудничества между приграничными регионами России и Украины, звучали пожелания. Какие из них вскоре могут стать межгосударственными соглашениями?
Максим Травников: В трансграничном сотрудничестве не все зависит исключительно от государства. Здесь несколько измерений и субъектов отношений, включая представителей общественности и бизнесменов. Но есть абсолютно бытовые вопросы, которые, действительно, требуют государственного регулирования. Например, удобства при пересечении государственной границы. Здесь, на Украине, где плотность населения особо высока, и личные контакты максимально интенсивны, эти вопросы, наверное, более актуальны, чем где-либо еще на границах России. Поэтому в качестве одного из приоритетов сотрудничества, мы, с подачи российских и украинских регионов, решили разработать соглашение, которое позволило бы распространить упрощенный порядок пересечения границы на существенно большее количество жителей приграничных субъектов и областей. Это межправительственное соглашение уже готово и мы ждем только окончательного подтверждения от украинской стороны.
РГ: В чем суть соглашения?
Травников: Дело в том, что жители граничащих между собой районов уже могут перемещаться практически без задержек и лишних формальностей через пункты пропуска, достаточно только представить документ, удостоверяющий, что человек действительно живет в этом районе, близ границы. Теперь же решено расширить эту процедуру на жителей граничных регионов в целом. По нашим подсчетам, это серьезно облегчит жизнь минимум 20 миллионам человек. К примеру, летом, когда транспортный поток увеличивается, местным жителям не нужно будет простаивать на границе часами в общей очереди. Этот договор, мы надеемся, будет подписан уже в середине октября, в Донецке, на аналогичном форуме.
Кроме того, практически готово соглашение об упрощенном порядке приграничной торговли плодоовощной продукцией. Малые партии клубники, черешни, картофеля, помидоров и других местных даров природы, которые перевозят физические лица, могут быть освобождены от полноценного таможенного оформления и пошлин, только декларирование. Кроме того, не нужны будут сертификаты и свидетельства о происхождении продукта и безопасности - контроль за качеством, эпидемиологическими параметрами и прочим будет делегирован местным санитарным службам, работающим непосредственно на рынках. Иными словами, владельцы огородов смогут продавать свои излишки "за границей" вне общих строгих правил, которые остаются для бизнесменов.
РГ: На форуме много говорилось о проблеме приграничных дорог. Но, кажется, дороги - это традиционные проблемы, которые страны решают самостоятельно?
Травников: Не совсем так. Конечно, дороги Росси и Украина строят сами, своими силами, за собственные средства. Но есть вопрос банальных согласований. Чтобы не получилось так, что к украинской границе ведет шестиполосное шоссе, а за пунктом перехода начинается двухполосное. Пробка, которая таким образом возникнет, лишает смысла сам переход. В действительности, здесь много тонкостей, и, чтобы экономить время и средства, некоторые мероприятия нужно синхронизировать.
Перспективных наработок, касающихся транспорта и транзита, в принципе много. Так, остаются планы по строительству мостового перехода между Россией и Украиной в районе Керченского пролива. Уже идет подготовка технической документации.
РГ: Но об этом говорится не первый год.
Травников: Действительно, поначалу проект казался более простым. Но сейчас, когда уже работают инженеры, специалисты, приходит иное понимание, возникают новые проблемы, которые раньше казались не очевидными. С инженерной точки зрения это очень сложный и дорогой проект. С одной стороны, важно сделать его за разумные деньги, которые могут окупиться, с другой - сделать надолго и безопасно. Найти середину не так просто, это ответственное решение. И нужно иметь очень четкие экономические обоснования, вплоть до расчета возможного пассажиропотока и транспортной загрузки. Окончательные выводы будут делаться исходя, в том числе, из этих чисто экономических расчетов.
Мне сейчас сложно сказать, когда именно этот проект начнет реализовываться. Эксперты из наших министерств транспорта работают в ежедневном режиме и регулярно встречаются. По объективным причинам работа несколько затянулась, но, думаю, что скоро они уже смогут представить конкретные результаты. Тем более что вопрос этот на специально контроле у президентов России и Украины.