12.09.2011 23:46
    Поделиться

    МЭР предлагает передать выморочное имущество муниципалитетам

    Минэкономразвития России разместило на своем сайте подготовленный ведомством проект федерального закона с изменениями в Гражданский кодекс и другие законодательные акты. Поправки касаются наследования выморочного имущества и ряда других вопросов наследственного права.

    Напомним, что выморочным является имущество, в отношении которого отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Суть института выморочного имущества заключается в устранении бесхозяйности объектов наследства.

    По действующей редакции нормы ГК о выморочном имуществе только жилые помещения, расположенные на территории России, переходят в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования (в Москве или Санкт-Петербурге - в собственность субъекта РФ), все же иное имущество - в собственность Российской Федерации (далее - РФ), от имени которой выступает Росимущество. Последние поправки в эту статью были внесены в ноябре 2007 г., когда и было сделано исключение в правиле о закреплении всего выморочного имущества за РФ в отношении жилых помещений.

    Как следует из пояснительной записки к законопроекту, основной идеей предлагаемых изменений является определение наследником выморочного имущества, составляющего наследственную массу, муниципальные образования по месту открытия наследства, а также города федерального значения Москву или Санкт-Петербург (в случае, если они являются местом открытия наследства). Однако анализ текста законопроекта указывает на неточность формулировки пояснительной записки - в самом законопроекте определение наследника выморочного имущества связывается не с местом открытия наследства, а с местом его расположения, что может породить на практике ряд проблем. Если с недвижимостью в этом отношении все понятно, то, например, с имущественными правами может возникнуть серьезная путаница в определении муниципального образования или города федерального значения, которое будет их принимать. Так, например, не совсем ясно, как определять наследника доли (акций) в хозяйственном обществе, которое зарегистрировано по адресу, расположенному в одном муниципальном образовании, а основные активы которого находятся в другом, или, например, как определять наследника имущественного права по заключенному гражданско-правовому договору.

    Ведомство мотивирует необходимость принятия поправок тем обстоятельством, что многие объекты, находящиеся в личном пользовании граждан, в частности, земельные участки, гаражи, транспортные средства, мелкие пакеты акций акционерных обществ и т.п., не имеют никакого отношения к выполняемым федеральными органами исполнительной власти государственно-властным полномочиям. При этом нельзя не упомянуть, что Минэкономразвития России несколько вышло за пределы поручения правительства, предусматривавшего представление предложений о внесении изменений в законодательство только в части перехода зданий, строений, сооружений и относящихся к ним земельных участков, в собственность муниципальных образований.

    Тезис о неотносимости выморочного имущества к осуществлению полномочий Российской Федерации в отношении подавляющего большинства имущества является верным, но в то же время наличие в составе наследства имущества, которое ограничено в обороте или оборот которого запрещен, также нельзя полностью исключить. В этом случае имущество сначала будет поступать в муниципальную собственность, а местные власти уже должны будут передать его в федеральную собственность или собственность субъектов РФ в зависимости от вида и назначения имущества. При этом в законопроекте об этом ни слова.

    Вместе с тем предлагаемые изменения концептуально являются давно назревшими, поскольку устраняют ряд существующих сложностей, связанных с дальнейшим управлением выморочным имуществом. Так, закрепление права наследования за РФ приводит к тому, что определение судьбы выморочного имущества затягивается: сначала федеральной властью принимается соответствующее имущество, а потом уже она распоряжается им, передавая его, как правило, муниципальным образованиям, реже - субъектам РФ.

    Такой же порядок наследования выморочного имущества предлагается установить и в отношении драгоценных камней в сыром и обработанном виде и изделий из этих металлов и камней, входящих в наследственную массу.

    Кроме того, законопроектом предлагается также заменить нормы ГК о разделе унаследованного земельного участка. В действующей редакции ст. 1182 ГК предусматривается порядок раздела земельного участка. При невозможности же раздела земельного участка земельный участок переходит к наследнику, имеющему преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли этого земельного участка. И только в случае, когда никто из наследников не имеет преимущественного права на получение земельного участка или не воспользовался этим правом, владение, пользование и распоряжение земельным участком осуществляются наследниками на условиях общей долевой собственности.

    В новой редакции предлагается установить, что земельный участок, находившийся в собственности наследодателя, сразу переходит в общую долевую собственность наследников.

    Кроме того, в соответствии с изменениями земельный участок, принадлежавший наследодателю на праве пожизненного наследуемого владения, переходит к одному из наследников, имеющему преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли этого земельного участка, с выплатой компенсации остальным наследникам.

    Поделиться