12.09.2011 23:41
    Поделиться

    Продажи речных туров на сезон-2012 могут сорваться из-за отсутствия спроса

    Лето 2011 года может принести российской отрасли речных круизов убытки в 20-30 процентов от всего оборота. В 2010 году круизный рынок оценивался в 8,2 млрд рублей, за год речные суда перевезли более 400 тысяч человек. По мнению аналитиков, это происходит из-за катастрофы "Булгарии" и общей изношенности судового парка.

    "Тот кризис, который сейчас грозит речному круизному рынку, назревал уже довольно давно. Гибель "Булгарии" стала лишь катализатором, но никак не причиной, - говорит генеральный директор "Альт-Круиз" Александр Меньшиков. - Почти все имеющиеся в России речные круизные суда ходят в центральной части страны, и лишь немногие работают в отдаленных ее районах. Но проблема еще и в том, что судов этих немного - общий речной парк в РФ представлен 120 круизными судами. Половина из них - четырехпалубные. Возраст почти всех кораблей - от 30 до 60 лет. И лишь несколько судов не перешагнули еще порог 10-летней эксплуатации".

    Многие небольшие компании сообщают об убытках, доходящих по итогам августа до 40-процентного спада. "Те, кто купил туры до 10 июля, от них не отказываются, - рассказывает директор "Круиза" Алексей Расстегаев. - Но во второй половине июля и в августе продажи заметно просели. Надеюсь, что имеющегося финансового запаса прочности нам хватит до следующего сезона. Правда, при условии, что банки прокредитуют на приемлемых условиях - со ставкой не выше 11-12 процентов годовых. Но далеко не всем компаниям есть под что брать кредиты. У многих региональных туроператоров по речным круизам ситуация крайне тяжелая, поэтому на следующий год многие теплоходы из затонов не выйдут".

    "Рынок рухнул настолько глубоко, что доселе всегда рентабельный круизный бизнес ушел по итогам сезона в минус, - подтверждает гендиректор "Вояж" Александр Макаров. - Туроператоры открыли продажи туров на навигацию лета 2012 года, однако спрос на круизы пока невысокий. Поэтому если к следующему сезону спрос не восстановится, то с рынка наверняка уйдет ряд игроков. Кроме того, сейчас ужесточаются требования со стороны властей к техническому состоянию судов, к малейшей неисправности. Это тоже отразится на круизном рынке".

    Результатом снижения оборотов в отрасли станет отсеивание или объединение более мелких игроков рынка и, соответственно, усиление крупных, говорят аналитики отрасли. Так, холдинг UCLH решил консолидировать свои профильные активы по пассажирским речным перевозкам, в результате чего в России будет создан крупнейший игрок круизной отрасли. Под брендом "Водоходъ" будут объединены туристические судоходные компании "Водоходъ", "Водоходъ-Санкт-Петербург" и "Волга-флот-тур". Аналитики объясняют действия UCLH желанием сократить издержки на фоне падения спроса на речные перевозки после катастрофы "Булгарии" и возможными планами холдинга на IPO. После консолидации обновленный "Водоходъ" будет управлять 26 четырехпалубными теплоходами, которые рассчитаны в среднем на 250 туристов каждый, 11 скоростными судами типа "Метеор", а также 13 прогулочными теплоходами. В итоге в 2012 году компания рассчитывает увеличить пассажиропоток до 700 тыс. человек, 60 процентов из которых будет перевезено скоростными судами, 20 процентов - круизными. По данным газеты, совокупная выручка трех объединяемых компаний за 2010 год составила 100 млн долларов, чистая прибыль - 7 млн долларов, а объем перевозок - 645 тыс. пассажиров.

    Однако большинство экспертов отрасли считают, что тенденция по объединению игроков в крупные компании изменит ситуацию на рынке отнюдь не в лучшую сторону, ослабит конкуренцию и приведет к неоправданному росту цен.

    "Для исправления ситуации, создавшейся в речной круизной отрасли, во-первых, необходимо периодически проводить мероприятия государственного уровня на речных судах, - считает генеральный директор "Инфофлот" Александр Сахаров. - Во-вторых, нужно выпустить на государственных телеканалах программы, посвященные путешествиям по российским рекам и озерам, но никакой рекламы и упоминаний конкретной круизной компании не требуется. В-третьих, необходимо включить оказание имиджевой поддержки речных круизов в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации". И, в-четвертых, рассмотреть вопрос о создании программы льготного кредитования строительства речного круизного флота. Ведь за последние десятилетия в России не было построено ни одного круизного лайнера".

    "На фоне случившейся трагедии средства массовой информации представили речные туры как один из самых опасных видов отдыха, - комментирует письмо Александр Макаров. - Это повлекло практически полный обвал рынка речных круизов, туроператоры были вынуждены сократить навигационный период, вплоть до вывода судов из эксплуатации уже в середине августа. Все это, разумеется, негативно влияет на финансовые показатели нашего бизнеса. Образ речных круизов нарисован темными красками: старые суда, ужасный сервис. А ведь официальное расследование показало, что причиной катастрофы "Булгарии" стал человеческий фактор плюс недобросовестное выполнение своих обязанностей одной конкретной компанией".

    Возраст российских речных круизных судов, количество

    Поделиться