Новости

Нотариусы подключаются к единой электронной системе государства

Нотариусы получат прямой доступ в государственные базы данных, где содержится жизненно важная для каждого человека информация.

Как сообщили "РГ" в Федеральной нотариальной палате, практически готов и согласован проект соглашения с минкомсвязи, подключающий нотариусов к единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

Напомним: эта система свяжет электронными каналами все государственные ведомства. В ближайшее время она должна выйти, как говорится, на расчетную мощность, и людям больше не придется бегать по многочисленным инстанциям за справками.Человеку, знакомому не понаслышке с отечественными процедурами, верится в это, конечно, с трудом. Разве можно обойтись без очередей, проволочек и мытарств? Однако именно так и планируется сделать.

Согласно закону федеральным органам власти с 1 октября нынешнего года будет запрещено запрашивать у получателей госуслуг документы, имеющиеся в распоряжении других госорганов. Это значит, что, скажем, налоговая не заставит человека идти в ГАИ, а миграционная служба не спросит справку из ЗАГСа.

Многие государственные услуги и вовсе будут предоставляться в заочном режиме - по Интернету. Но без нотариусов, как полагают многие специалисты, эффект будет неполным.

Как сообщил "РГ" директор Центра инноваций и информационных технологий Федеральной нотариальной палаты Эдуард Махноносов, нотариальная палата станет первой негосударственной организацией, подключенной к единой системе межведомственного электронного взаимодействия. По его словам, в ближайшее время будет проведен тестовый прогон электронной системы с Росфинмониторингом, устанавливаются связи с Федеральной службой судебных приставов, миграционной службой. А включение в единую систему и вовсе сделает нотариусов своими во многих властных кабинетах.

Например, через приставов нотариус сможет пробить информацию об арестах и запрещениях, нет ли каких долгов за человеком. При определенных нотариальных действиях это важно знать.

В миграционной службе нотариусы смогут пробить паспорта, выявить фальшивки. И так далее. В перспективе обычные люди смогут получать через нотариусов массу нужных справок, например из ЗАГСа о браке, смерти и разводе через нотариуса. Это не будет обязательным условием, но во многих случаях человек должен иметь собственную электронную подпись, чтобы воспользоваться той или иной государственной услугой. Между тем приобретение и поддержка такой подписи дело не бесплатное. Быть может, будет легче обратиться к нотариусу, который заведет такую подпись по роду службы.

Более того, в перспективе роль нотариусов может значительно возрасти. Как сообщают в Федеральной нотариальной палате, этой осенью планируется вынести на обсуждение законопроект, кардинально меняющий место нотариусов в нашей жизни.

Пожалуй, главная интрига предстоящих перемен - будет ли введено обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью. Идея в том, чтобы поручить нотариусам оформление квартирных сделок, что называется, под ключ. Даже отправлять документы на регистрацию предлагается в электронной форме. Так что людям не придется вообще никуда ходить, кроме нотариуса. При этом человек с печатью проверит юридическую чистоту квартиры и в случае ошибки будет отвечать за все и морально, и материально.

Сторонники такого подхода ссылаются на европейский опыт. Скажем, во Франции покупка квартиры - безопасное дело, никто не оставит покупателя без квартиры и без денег, как часто случается у нас. Такой же порядок, считают специалисты, не помешает ввести и нам.

Также идет разговор, что через нотариуса можно будет открывать свои фирмы, регистрируя их в налоговой по Сети. Установлены тесные электронные контакты со Сбербанком. По Сети нотариусы наводят справки, не осталось ли у умершего человека каких-либо счетов: наследникам это очень важно. Причем, отправляя запрос в Сбербанк через нотариуса, человек не будет платить банку за ответ, как это делается сегодня при бумажных запросах. Сейчас проходит эксперимент, в рамках которого 30 нотариусов получили возможность обмениваться со Сбербанком информацией по электронным каналам. На время этого эксперимента банковские тарифы сняты. Как будет дальше, решат.

Правда, пока остается масса неурегулированных вопросов, связанных с электронным документооборотом нотариуса. Например, где хранить электронные документы? Логичным кажется ответ: в компьютере. Но с точки зрения процедуры все не так однозначно. Этот момент надо где-то прописать. Пока же многие нотариусы распечатывают документ и хранят, образно говоря, в столе.

- Все эти нюансы нужно отрегулировать, - говорит Эдуард Махноносов. - Сейчас в минюсте сформирована рабочая группа, которая обсуждает в том числе и эти вопросы.

А чтобы гражданам было легко и приятно обращаться к нотариусам, руководство Федеральной нотариальной палаты потребовало довести в ближайшие два года условия приема граждан в нотариальных конторах и палатах до европейских стандартов.

Последние новости