12.09.2011 23:15
    Поделиться

    В Пермском крае число легальных фирм такси может сократиться на четверть

    Министерство транспорта Пермского края начинает выдачу разрешений на перевозку пассажиров легковым такси. На заседании регионального правительства утверждены изменения в положение о министерстве и принят порядок выдачи лицензий.

    Новый закон N 69 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязывает фирмы такси получать платные лицензии. Стоимость ее получения в краевом министерстве транспорта составит 2600 рублей, однако исполнение всех ее требований к частному перевозчику обернется более существенными затратами. В частности, закон предусматривает, что каждый легковой автомобиль должен быть оборудован таксометром, цветографической схемой на боках кузова, кассовым аппаратом, навигационным оборудованием и опознавательным фонарем оранжевого цвета на крыше автомобиля. Помимо этого, таксомоторному предприятию необходимо обеспечить предрейсовый медицинский осмотр и контроль технического состояния автомобиля перед его выездом на линию. В общем на переоборудование каждого автомобиля придется потратить от 18 до 20 тысяч рублей.

    Водители легковых такси должны иметь стаж работы не менее трех лет либо общий водительский стаж не менее пяти лет. Изменяется и структура активов перевозчиков: теперь все автотранспортные средства должны приобретаться предприятиями в собственность или в лизинг.

    Пока перевозчики смогут получить разрешение на автомобили с любым цветом кузова. Единый цвет для такси - желтый - планируется установить в качестве обязательного требования с 1 января 2015 года.

    Полученное в минтрансе разрешение будет действовать пять лет. Необходимость изменений авторы поправок объясняют борьбой за интересы потребителей, которым часто оказывают некачественные услуги. В то же время участники рынка пока не уверены, что нелегальных конкурентов станет меньше. При этом стоимость услуг извоза, по их мнению, ощутимо возрастет.

    Клиенты пермских такси должны быть готовы к тому, что стоимость услуг извоза увеличится для них в два, а то и в три раза. Так, если сегодня поездка по городу на расстояние до пяти километров стоит от 100 до 150 рублей, то, по прогнозам участников рынка, в обозримом будущем она вырастет до 200-300 рублей.

    С первого января 2012 года должны вступить в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ, в соответствии с которыми работа таксиста без лицензии, а также незаконная установка опознавательного фонаря такси и шашечек на кузов автомобиля будут наказываться штрафом в размере 5000 рублей. Чуть позже, в июле будущего года, к перечню штрафов добавятся и санкции за нарушение правил стоянки транспортных средств, нацеленные в том числе на борьбу с нелегальными перевозчиками. За нарушение Правил перевозки пассажиров легковым такси штрафы могут составлять от одной тысячи рублей на водителя до 50 тысяч рублей - на юридических лиц.

    Как пояснили в краевом министерстве транспорта, в 2006 году было отменено лицензирование легковых такси, поэтому сегодня в этой сфере контроль отсутствует и даже оценить точное количество участников рынка почти невозможно. По экспертным оценкам, объем автопарка такси в регионе составляет около 20 тысяч единиц. Как правило, компании оказывают услуги диспетчерской службы, привлекая водителей с собственным автомобилем. При этом в региональном минтрансе полагают, что компании, имеющие соб-ственный таксопарк, соответствуют большей части вводимых требований. В итоге рынок могут покинуть только те частные перевозчики, для которых таксомоторные перевозки не являются основной деятельностью, что в целом не будет критичным для рынка.

    По мнению таксистов, наводить порядок в сфере частного извоза сегодня необходимо, однако методы, которые предполагают новые поправки в законодательство, вряд ли серьезно сократят количество нелегалов, но при этом значительно увеличат стоимость проезда в такси.

    - На мой взгляд, штрафы за нелегальный извоз слишком малы и никого не испугают, - пояснила директор компании "VIP-Такси" Наталья Катаева. - Кроме того, мне не совсем понятно, каким образом контролирующие органы будут бороться с нелегальными извозчиками, которые, как правило, работают без опознавательных знаков такси. Если учесть, что в нашем городе более ста таксомоторных предприятий, и не все из них смогут выполнить требование закона, количество "бомбил" из числа бывших работников этих компаний значительно возрастет. Но где та структура, которая оградит добросовестных таксистов от нелегальных конкурентов? Насколько я понимаю, мини-стерство транспорта Пермского края обязано выдавать лицензии на право оказания услуг. Но кто будет ловить нелегалов на дороге?

    С этим мнением согласна и директор таксомоторной компании "Президент" Екатерина Ковыляева. По ее словам, исчезнуть нелегалам не позволят в первую очередь сами пользователи такси, которым более важна стоимость услуги, нежели ее качество.

    - У нас полгорода ездит на "сторублевом" такси, - пояснила Екатерина Ковыляева. - Это говорит о том, что, как бы ни были людям неприятны прокуренные и частично неисправные автомобили, услугой этой они пользуются охотно в силу ее невысокой стоимости. Если цены будут расти - а это неизбежно произойдет по причине дополнительных затрат на исполнение требований закона, - многие откажутся от такси в пользу общественного транспорта или же будут чаще прибегать к услугам нелегальных извозчиков.

    Опасения таксистов можно понять: по информации краевого минтранса, вылавливать "бомбил" на улицах должны будут сотрудники ГИБДД. На фоне 20-процентного сокращения штатов МВД в текущем году и занятости инспекторов по основному профилю деятельности, компания по борьбе с нелегальными извозчиками пока выглядит утопично. Тем более, что достоверно доказать факт нелегального оказания услуги такси можно лишь с помощью операции "контрольная закупка". При этом тех, кто будет вести бизнес легально, в соответствии с федеральным законом N 69-ФЗ, ожидают основательные проверки на предмет соблюдения условий лицензии.

    По мнению экспертов, дисбаланс "кнута и пряника" в новом законе может уже в ближайшем будущем сократить количество легальных таксомоторных предприятий в Пермском крае на четверть. Дело в том, что большин-ство молодых компаний, которые появились на рынке в последние два-три года, сейчас работают на пределе рентабельности в очень жестких конкурентных условиях. Дополнительные затраты и сокращение числа клиентов могут осложнить их и без того непростое финансовое положение.

    Кстати

    Список документов, необходимых для получения разрешения, размещен на сайте министерства транспорта края http://www.mintrans59.permkrai.ru/. Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны получить разрешения до 1 января 2012 года.

    Поделиться