Новости

13.09.2011 00:45
Рубрика: Экономика

Дали стимул

Разработчики национальных стандартов получат льготы

Правительство намерено создать дополнительный экономический стимул для организаций осуществлять разработку стандартов на инновационную продукцию. В Госдуму внесены поправки в Налоговый кодекс, которые отражают особенности учета в целях налогообложения прибыли расходов на проведение работ по разработке национальных и региональных стандартов. По мнению разработчиков документа, принятие данного федерального закона окажет позитивное влияние на привлечение организаций к разработке и долевому участию в финансировании работ по разработке стандартов.

Сегодня согласно действующему законодательству при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщики учитывают все обоснованные и документально подтвержденные расходы, за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса РФ. Однако без прямого отражения в главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ права налогоплательщиков при налогообложении прибыли учитывать расходы на проведение работ по разработке национальных стандартов существует риск возникновения налоговых споров.

Как пояснил Дмитрий Липатов, партнер юридической компании "Налоговик", перечень производственных и реализационных затрат, учитываемых в расходах, уменьшающих налог на прибыль согласно ст. 264 Налогового кодекса РФ, можно считать открытым, поскольку в пп. 49 п. 1 этой статьи указаны и другие расходы, связанные с производством и реализацией. Расходы на сертификацию и декларирование соответствия товаров и услуг прямо указаны в пп. 2 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. Однако кроме этих видов технического регулирования существует стандартизация, о которой в Налоговом кодексе ничего прямо не говорится. В отличие от сертификации (подтверждения соответствия требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров), стандартизация выступает как деятельность более высокого уровня, устанавливающая правила для многократного применения, упорядочивающая их в сферах производства и обращения продукции и имеющая целью повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг, отметил эксперт. Законопроект предлагает отдельно включить в перечень прочих расходов расходы по разработке национальных и региональных стандартов.

По словам Дмитрия Липатова, с начала 2010 г. такие затраты разработчиков стандартов разрешено учитывать в налоговом учете как расходы (Письма ФНС N ШС-17-3/40@ от 17.03.2010 и Минфина России N 03-03-05/14 от 02.02.2010 и N 03-03-05/97 от 28.04.2010), поэтому большой необходимости в поправках вроде бы нет. Но по замыслу авторов законопроекта круг расходов должен быть сужен, предлагается признавать расходами на стандартизацию в налоговом учете лишь те, которые относятся к включенным в программу разработки национальным стандартам либо зарегистрированным в Федеральном информационном фонде региональным стандартам. В ином случае расходы по разработке стандартов не входят в упомянутые расходы для целей налогообложения.

"Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании" разработчиком национального стандарта может быть любое лицо, поэтому при соблюдении указанных условий каждый разработчик стандартов сможет легко воспользоваться данным правом на уменьшение налога на прибыль", - заметил эксперт.

Экономика Бизнес Экономика Финансы Налоги Реформа технического регулирования Налоговое законодательство