12.09.2011 23:42
    Поделиться

    Изменились подходы к проведению подрядных торгов в строительстве

    22 июля 2011 года вступили в силу сразу три федеральных закона от 18.07.2011 года N 215-ФЗ, 224-ФЗ и 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", ставшие ключевыми для определения подходов к проведению подрядных торгов в строительстве.

    Прежде всего внесены изменения в статью 1 Градостроительного кодекса РФ и уточнены понятия "капитального ремонта" и "реконструкции". В действующей редакции данные понятия имеют следующие формулировки:

    Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

    Реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

    Неоднократно профессиональным сообществом и ФАС России предлагалось возложить обязанность определения способности компании производить строительные работы именно на саморегулируемые организации (как то предусмотрено действующим законодательством) и, наконец, навести порядок в данной сфере, потому как ни для кого не секрет, что и допуск СРО, как и ранее действующую лицензию, можно просто купить у недобросовестных "продавцов"

    Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

    Капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

    Ключевым изменением здесь явилось исключение из работ по капитальному ремонту работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства. Эти работы могут выполняться только при строительстве и реконструкции.

    Именно это обстоятельство послужило основанием для упрощения административных процедур при проведении капитального ремонта.

    Теперь в соответствии с Федеральном законом от 18.07.2011 N 243-ФЗ при капитальном ремонте: требуется заполнение только отдельных разделов проектной документации (ч. 1 статьи 48); не проводится государственная экспертиза разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования (ч. 3 статьи 49); не проводится государственный строительный надзор (ч. 1 статьи 54) и соответственно в его рамках государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический надзор; не требуется получение разрешения на строительство (ч. 17 статьи 51); не требуется получение разрешения на ввод объектов в эксплуатацию (ч. 1 статьи 55); не проводится государственная экологическая экспертиза проектной документации федерального и регионального уровней (части 1 статей 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"). Одновременно расширен объем работ, выполняемых при реконструкции. Теперь к реконструкции относятся работы по расширению объектов капитального строительства. К реконструкции помимо надстройки, перестройки, расширения объектов капитального строительства относится также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций. Административные процедуры, необходимые для проведения реконструкции (получение разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию и т. д.), остались прежними.

    Принимая во внимание дополнение части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ пунктом 4.1, а именно отсутствие необходимости получения разрешения на строительство при выполнении капитального ремонта, а также учитывая положения пункта 2 приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 года N 624, определяющий, что утвержденный данным приказом не включает в себя виды работ в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, с даты вступления в силу указанных изменений, а именно с 22.07.2011 года, при проведении процедур размещения заказа на право заключения государственного/муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту, не допускается установление заказчиком в документации о торгах требования о наличии у участников размещения заказа допусков СРО на выполнение работ, являющихся предметом таких торгов.

    Особенно примечательным является тот факт, что именно органы власти, курирующие строительство в Российской Федерации (включая Министерство регионального развития РФ и профильный комитет Государственной Думы), а также отраслевые саморегулируемые организации и их объединения (например, НОСТРОЙ), наиболее отрицательным фактором действующей системы размещения государственного и муниципального заказов определяют отсутствие предквалификации участников торгов на определение исполнителей строительных работ для государственных и муниципальных нужд. Данные организации бесконечно сетуют на то, что вместо развития добросовестной конкуренции на электронных аукционах мы получили обратный результат - расцвет недобросовестной конкуренции, что сегодня заказчик не защищен законом от недобросовестного подрядчика и безнадежно проигрывает очевидным мошенникам, которые, демпингуя, выигрывают подряды на ремонты крыш и т.п.

    Единственным выходом из созданной строителями ситуации им видится принятие нового закона о госзакупках, которым заказчику будет предоставлено право устанавливать требования к квалификации участников строительных торгов. То есть именно директор школы и детского сада, главный врач больницы должны определить, какая строительная компания обладает достаточным количеством квалифицированных специалистов и материально-технических ресурсов и способна выполнить качественно работы, являющиеся предметом предполагаемого контракта.

    Такие предложения вызывают недоумение у всех более или менее разумных людей, не заинтересованных в извлечении собственной материальной выгоды из государственных нужд. Неоднократно профессиональным сообществом и ФАС России предлагалось возложить обязанность определения способности компании производить строительные работы именно на саморегулируемые организации (как то предусмотрено действующим законодательством) и, наконец, навести порядок в данной сфере, потому как ни для кого не секрет, что и допуск СРО, как и ранее действующую лицензию, можно просто купить у недобросовестных "продавцов". Отсюда и неквалифицированные строительные организации, и мошенники, и вымогатели, и шантажисты. Это очевидно. Но, к сожалению, по неизвестным мне причинам такой простой выход почему-то никому не интересен.

    Вместе с тем действующий сейчас закон о госзакупках N 94-ФЗ предусматривает (п. 1 ч. 1 ст. 11) установление требования о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

    То есть если законодательством РФ, регламентирующим строительную деятельность, предусмотрено какое-либо требование к правоспособности исполнителя, то государственный и муниципальный заказчик при проведении торгов вправе это требование установить.

    Логичным продолжением жесткой позиции строителей относительно предквалификации было бы внесение соответствующих изменений в отраслевое законодательство с целью ужесточения выдачи допусков СРО и повсеместного его применения.

    Что же мы видим на самом деле?

    Принимается ряд законов, отменяющих последние отборочные критерии (допуск СРО) с исполнителей работ по капитальному ремонту. Таким образом, любая ООО "Ромашка" вправе осуществлять работы по капитальному ремонту крыш, за которые так "переживали" руководители профильных комитетов Государственной Думы.

    Поделиться