12.09.2011 23:55
    Поделиться

    Как усвоены уроки скандальных "дел о томографах"

    Сегодня в департаменте Москвы по конкурентной политике (Тендерном комитете) подведут итоги очередного конкурса по закупкам сложного медицинского оборудования в рамках программы модернизации здравоохранения. Предварительные оценки таковы: торги состоялись, и столичному департаменту здравоохранения вновь удалось сэкономить около 30% средств, выделенных бюджетом на эти цели.

    Внимание общества к закупкам медтехники обострилось летом прошлого года, когда стали известны факты покупки томографов по несусветным ценам - в 2-3 раза дороже, чем у производителя. Первый такой скандал в Ростовской области вызвал гневную реакцию президента, Дмитрий Медведев назвал его "хамским воровством" и велел разобраться с виновными. Затем в таких же злоупотреблениях обвинили чиновников Калининграда, Курска, Екатеринбурга, многих других городов и целых регионов. То, что по умолчанию все и так знали - в цены на торгах по госзакупкам часто включают "откаты" для чиновников - было произнесено с самых высоких трибун. И это не могло не возыметь последствий.

    Самые серьезные выводы сделали в столице. Во-первых, проанализировали закупочные цены прошлых лет и убедились, что они значительно - в два-три раза - завышены по сравнению с ценами производителей и крупных дилеров. Поэтому стартовые цены в заказ заложили с учетом среднерыночных. И в ходе двух первых конкурсов по закупкам томографов и прочей сложной техники сэкономили больше 40% средств, выделенных на эти цели по программе модернизации здравоохранения. Примерно такая же экономия ожидается и по третьему конкурсу. При этом, уверяют чиновники, нет никаких потерь ни по качеству закупленной техники, ни по ее разнообразию. Как это удалось?

    - В результате серьезной подготовительной работы, - рассказал "РБГ" первый заместитель руководителя департамента здравоохранения Москвы Алексей Абрамов. - В составлении заказа участвовали все главные врачи московских лечебно-профилактических учреждений и все главные специалисты. Первые сформировали заявки с учетом реальных потребностей больниц, вторые их тщательно проанализировали. Изучили цены производителей и поставщиков, сформировали крупные лоты, которые позволяли получить большие оптовые скидки.

    Еще один резерв - грамотно составленное техническое задание и сокращение маржи поставщика.

    Начали в столице с особого жеста - мэр Сергей Собянин лично подписал письма всем серьезным поставщикам, пригласив участвовать в конкурсах. В последние годы эти мероприятия проходили столь непрозрачно и по таким непонятным правилам, что от них многие отказывались - число участников торгов упало до 2-3. В конкурсах этого года приняли участие по 7-9 компаний. В результате сэкономленные средства позволят закупить почти вдвое больше новейшего оборудования, чем планировалось.

    Однако споры вокруг ФЗ 94, который определяет порядок проведения госзакупок, условия участия в торгах и т.п., по-прежнему продолжаются. Многие участники рынка считают, что в нем не перекрыты все возможные дыры для злоупотреблений и недобросовестной конкуренции.

    - По закону мы не имеем права затребовать от участников торгов документы, которые позволили бы определить их добросовестность и надежность, - баланс предприятия, справку о выполненных контрактах и т.п., - говорит начальник отдела организации проведения торгов Тендерного комитета Москвы Андрей Сидоров. - Поэтому иногда в них на вполне законных основаниях участвуют фирмы-однодневки, которые заведомо не собираются выполнять контракты, а лишь стремятся получить бюджетные средства любой ценой, в том числе и демпингуя до фантастических размеров - 50 и даже 70% от стартовой цены.

    У заказчика в подобных случаях лишь один путь - в арбитраж, чтобы хотя бы вернуть свои деньги. Но процессы такого рода идут месяцами и даже годами, а нужного оборудования нет, как не было. А если учесть, что в московском здравоохранении ежегодно проводится до 100 тысяч торгов, - где взять такой штат юристов и столько времени на присутствие на процессах?

    Как рассказывают эксперты, другая схема злоупотреблений - участие в торгах цепочки посредников, которые по сговору с заказчиками вздувают цены, а потом эффектно снижают их в процессе торгов, получая деньги фактически из воздуха. Дискуссия о том, может ли ФЗ 94 в его нынешнем, доработанном виде решить все эти проблемы или необходимы новые нормы, идет давно. Разработчик действующего закона Федеральная антимонопольная служба считает, что законодательная база вполне достаточна, нужно лишь четко выполнять закон и подзаконные нормы. Министерство экономического развития полагает, что закон несовершенен, и разрабатывает проект закона о контрактной системе, который даст больше свободы участникам процесса, но в то же время станет преградой злоупотреблениям в этой сфере, так как повысит их ответственность вплоть до уголовной. Пока обсуждение законопроекта идет на сайте ведомства. Но не прекращаются и попытки усовершенствовать ФЗ 94.

    Так, в конце июня на сайте минздравсоцразвития появились проекты двух постановлений правительства - "Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов на поставки медицинского оборудования" и "Об утверждении закрытого перечня источников информации о ценах на медицинское оборудование и порядка формирования начальных (максимальных) цен контрактов...". Они вызвали новые опасения среди производителей и дистрибьюторов медтехники. Так, первый проект обязывает участников торгов предоставлять в конкурсную комиссию документ от производителя оборудования, подтверждающий их полномочия и на поставку, и на гарантийное обслуживание, монтаж, наладку и обучение медицинского персонала. Стоимость этих услуг должна быть включена в цену оборудования. Это, по мнению министра Татьяны Голиковой, позволит снижать затраты на приобретение и обслуживание оборудования.

    - Эти требования повышают ответственность производителей перед заказчиками и пациентами, - считает глава представительства Fresenius Medical Care в России Алексей Мягков. - Большинство производителей сложного медицинского оборудования с мировым именем имеют сервисные центры с обученными и сертифицированными специалистами. Естественно, их организация требует дополнительных расходов, и бремя этих расходов должно полностью лечь на поставщиков. Случайных посредников, оказывающих только услугу купли-продажи, поставляющих оборудование, не обеспеченное гарантийными обязательствами, эти требования должны устранить и защитить законные интересы заказчиков.

    - В цену нашего товара всегда включены затраты на монтаж, сервис и прочие услуги, - поделилась с "РБГ" Светлана Крензель, ведущий менеджер ООО "Витта-М", уполномоченного дистрибьютора компании Philips Healthcare. - Мы официально покупаем эти услуги у производителя и выступаем в данном случае как субподрядчик, а его представители контролируют все этапы выполнения договора, от подготовки помещения до обучения специалистов.

    - Многие из этих требований мы уже реализовали на практике, и они мало кого пугают, - пояснил и Алексей Абрамов. - При проведении первого конкурса ряд из них уже стал выполняться производителями. Например, на первом конкурсе четыре разных поставщика представили прибор с одним и тем же регистрационным удостоверением, но с разными параметрами. Мы запросили Росздравнадзор и получили оттуда техническую документацию, заверенную производителем, которую он подавал при регистрации. И на второй конкурс участники дружно эти документы стали предоставлять сами. Так что в этом проблемы я не вижу. Мы новое требование спокойно учтем и введем. Ведь оказывать такие услуги можно и по субподряду, и в качестве аккредитованной организации.

    Гораздо больше взволновало рынок требование формировать начальную цену заказов, исходя из минимальных цен производителя или уполномоченного дистрибьютора, с учетом стоимости аналогичных контрактов, заключенных за последний год. По медицинским форумам прокатилась волна легкой паники. "Значит, если найдут контракт, который был на 100 рублей дешевле нашего, нас что, заподозрят в сговоре с поставщиком?" - нервничает один главврач. К тому же эта норма противоречит рекомендациям минэкономразвития формировать стартовую цену по средневзвешенной цене рынка.

    Но главная проблема состоит все же в сложности самого рынка высокотехнологичной и дорогостоящей медицинской техники. Сотни моделей одного и того же прибора, огромное количество вариантов комплектации, программного обеспечения - все это требует максимально тщательного и индивидуального выбора оборудования под профиль и нужды каждой клиники. С этим не всегда могут справиться сами врачи, полагаясь лишь на свои знания и предпочтения. Необходима все сторонняя экспертная оценка заказа, чтобы оборудование соответствовало профилю и загруженности клиники. Но экспертное сообщество далеко не всегда привлекается к решению этой задачи.

    - Нельзя покупать томограф или рентгеновскую установку "вообще", ориентируясь только на цену или интересы одного отделения или одного специалиста, - считает вице-президент Российской ассоциации радиологов, председатель ее экспертного совета, профессор Александр Зубарев. - Но в наш совет обращаются далеко не все регионы, хотя мы могли бы проводить всестороннюю экспертную оценку любого оборудования. Это тем более интересно, что нас часто приглашают для этого даже зарубежные клиники, но очень редко - российские.

    И все же сезон закупок этого года показал: порядок в системе закупок медицинской техники можно навести, если захотеть. Московский пример заставил задуматься медицинских чиновников во многих регионах, кое-где даже парализовал рутинный процесс закупок. Ясно, что теперь они будут под самым пристальным контролем. Дорогая медицинская техника должна быть не только безотказной, но и безоткатной.

    Поделиться