12.09.2011 23:42
    Поделиться

    Минэкономразвития представило законопроект об аккредитации

    Прошло не так много времени с момента принятия закона о техническом регулировании, а бизнес-сообщества вместе с правительством уже обсуждают закон о создании базового элемента системы технического регулирования - закон об аккредитации органов оценки соответствия. Во всех развитых странах в рамках технического регулирования созданы и взаимодействуют между собой две независимые и равноценные системы: система, формирующая требования к продукции и услугам (система стандартизации), и система оценки соответствия продукции и услуг, дающая обществу достоверную и объективную информацию о выполнении установленных норм.

    Конкурентоспособность и развитие производства в любой стране во многом определяет оценка соответствия, поэтому такое пристальное внимание уделяется аккредитации во всех развитых странах. Аккредитация - это сложный тонкий процесс получения доказательств того, что органы оценки соответствия компетентны осуществлять свою деятельность, и результаты их деятельности объективны, технически обоснованы и не подвержены никакому влиянию - значит, этим результатам можно доверять. Европа определила законодательно требования к органу по аккредитации, и орган, который в полной мере подтверждает выполнение этих требований, становится признанным государством как единственный и доверительный. Другие развитые страны основываются при создании таких органов на международные стандарты, что также позволяет достигать поставленную цель. Россия пошла по аналогичному пути, создавая единый орган, и это правильно.

    Представленный подход к решению проблемы аккредитации в России поможет решить только одну задачу, и то частично - уменьшить количество органов по аккредитации

    Европейский союз законодательно определил не противоречащие международным стандартам требования к органу аккредитации, и только организация, доказавшая через апробированные процедуры соответствие этим требованиям, становится единым национальным органом аккредитации и несет ответственность за достоверность результатов оценки соответствия. Обсуждаемая сейчас профессиональным сообществом третья версия отечественного закона об аккредитации не предполагает такого подхода. Если в международной практике в процесс аккредитации закладывается доверительный принцип оценки, основанный на многоуровневой доказательной базе компетентности органа оценки соответствия, то в предлагаемой российской версии закона заложен разрешительный принцип аккредитации. Этот принцип не предполагает получения доказательств компетентности, а приближает нас к процессу лицензирования, что чревато осложнениями в достижении основной цели аккредитации. В тексте закона не очевидна приверженность к международно признанной цели аккредитации - обеспечение доверия со стороны общества и государства к результатам оценки соответствия, и это вызывает опасения.

    Данное опасение основывается на отсутствии определения четкой и однозначной сферы деятельности органа и четко обозначенных принципов его деятельности. В законе недостаточно ясна последовательность этапов аккредитации и неоднозначно определены требования к органу аккредитации, как это определено наилучшей мировой практикой и отражено в международных стандартах. Непонятно, как подтвердит создаваемый орган свою компетентность перед правительством и бизнес-сообществом, как будет доказана презумпция соответствия органа международным требованиям. Представленный подход к решению проблемы аккредитации в России поможет решить только одну задачу, и то частично - уменьшить количество органов по аккредитации. Однако представляется, что текущая версия законопроекта вряд ли позволит в полной мере обеспечить доверие к результатам оценки компетентности оценки соответствия, то есть, по большому счету, не поменяет и не улучшит сложившуюся в стране непростую ситуацию с оценкой соответствия.

    Поделиться