Россия будет активно торговать с Марокко

В Торгово-промышленной палате состоялся российско-марокканский деловой форум, участники которого обсудили участие обеих стран в международных зонах свободной торговли с участием Таможенного союза (ТС).

В своем выступлении на форуме Георгий Петров, вице-президент ТПП РФ, отметил, что марокканская сторона выступает за большее инвестиционно-технологическое присутствие России в экономике Марокко. Кроме того, ее правительство предлагает создать зону свободной торговли между Марокко и ТС, "в результате страны ТС получат разнообразные преференции на марокканском рынке".

Что касается основных инвестпроектов, предлагаемых марокканцами, Г. Петров выделил освоение ресурсов нефтеносных сланцев (Марокко - среди 10 стран - крупнейших обладателей этого сырья), фосфоритов (5-е место в мире) и производство сжиженного газа (из алжирского сырья). По его словам, "темпы взаимной торговли растут, но российский экспорт в своей основе - сырьевой, в отличие от 60-80-х гг.". Структура же марокканского экспорта в РФ - преимущественно цитрусовые, оливковое масло и рыбопродукты.

Олег Козлов, замначальника отдела Ближнего Востока и Северной Африки Минэкономразвития России, подчеркнул, что нужны базовые правовые документы по торговле и сотрудничеству, "прежде всего - соглашение о взаимной защите инвестиций, которого до сих пор нет". А вопросы создания зоны свободной торговли ТС с Марокко "пересекаются с переговорами по вступлению России в ВТО". Особое внимание, как полагает О. Козлов, нужно уделять детальному изучению тенденций местных рынков, "потому что со своими товарами и услугами в Марокко и другие страны приходит не только российский бизнес".

Председатель российско-марокканского делового совета, первый вице-президент "Концерна "Тракторные заводы" Альберт Баков фактически "усилил" точку зрения представителя минэкономразвития: "Требуется системный подход к другим рынкам. С участием профильных госведомств, которые могут создать базовые экономико-правовые условия для последующей успешной работы бизнес-структур. И это касается подхода не только к Марокко".

Что касается иностранного инвестирования в Марокко, Татьяна Гвилава, директор Российско-арабского делового совета, отметила, что Россия рассматривается марокканским бизнесом как выгодный долговременный партнер в торговле и в привлечении производственных капиталовложений. В связи с планами Марокко "уйти" от аграрно-сырьевой экономики. "Но, если на регистрацию иностранной компании в Марокко нужно не более одного часа, сколько времени для этого нужно в России?.."

Такие вопросы обсуждались в рамках межгосударственных зон свободной торговли (ЗСТ), в том числе с участием Таможенного союза и Марокко. Отметив, что планы создавать такие зоны отражают стремление к наилучшим условиям для национальной и многосторонней торговли, Г. Петров разъяснил "РБГ": "Идут переговоры по свободной торговле между ТС и Новой Зеландией, а также с Европейской ассоциацией свободной торговли (Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн. - Прим. ред.). Зоны такого рода позволяют формировать международное интеграционное "поле". Скажем, у Чили - соглашения с 60 странами по свободной торговле".

А Олег Козлов высказал "РБГ" более развернутое мнение по этому вопросу: "И в двухсторонних связях, и в ЗСТ должна быть четкая нормативно-правовая база, включая механизмы взаимной защиты инвестиций. Зоны же свободной торговли - фактор формирования двухсторонних и межрегиональных рынков. Этот акцент проявляется в переговорах ТС с ЕАСТ и Новой Зеландией. Вступление России в ВТО - комплексный процесс, а проекты зон свободной торговли усиливают позиции России и ТС в целом на переговорах с ВТО. Поэтому нужно расширить географию таких проектов".