Представители общероссийской общественной организации "ОПОРА России" и мелкого бизнеса осудили действия своей коллеги из Владивостока, продавшей водку шестиклассницам. При этом они уверены, что обсуждаемые сейчас меры по ограничению торговли табаком и алкоголем в киосках направлены против мелкого бизнеса, а не на борьбу с пьянством и курением среди подростков.
"Это наглое нарушение закона", - так охарактеризовал происшествие во Владивостоке руководитель комиссии "ОПОРЫ России" по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле Владлен Максимов.
Напомним, в этом году День знаний во Владивостоке выдался особенным. Две подружки-шестиклассницы, отметив 1 сентября по-взрослому, со спиртным, впали в алкогольную кому. На произошедшее общество отреагировало бурно и остро. "Кто и почему продал детям спиртное?", "Наказать по всей строгости", - пестрели вопросами и восклицаниями местные интернет-форумы. Ажиотаж продолжался недолго, и все пошло своим чередом...
Под присмотром докторов девочки пришли в себя, выписались из больницы, вернулись к учебе. Возможно, полученный урок отобьет у них желание пробовать крепкие напитки.
А вот станет ли произошедшее уроком для торговцев? Уроженка Узбекистана, недавно получившая российское гражданство (кстати, ранее "привлекавшаяся" за нарушение миграционного законодательства), клялась полицейским, что не продавала водку детям. Девочки якобы попросили купить спиртное взрослых. Тем не менее наказали ее по всей строгости закона ...штрафом в пять тысяч рублей.
"Ладно, у девочек страху нет, один задор, а у продавца какое оправдание? Для ребенка алкогольная кома - это серьезно, может пострадать мозг. И за все это штраф?". По словам начальника пресс-службы УМВД по Приморскому краю Ирины Сыровой, этот случай продажи спиртного несовершеннолетним далеко не первый. За год сотрудниками полиции проведено более 2,5 тысячи проверок, во время которых были выявлены факты продажи алкоголя несовершеннолетним. В суды передано более полутора тысяч материалов. Черных красок к картине добавляют и в Центре острых отравлений городской клинической больницы N 2 города Владивостока. Как говорит его заведующий Андрей Чернобровин, ежегодно в алкогольной коме разной степени тяжести в реанимацию поступают около 30 школьников, среди которых не редкость 12-летние пациенты. Придя в себя, дети говорят, что купили спиртное в магазинах и ларьках без всяких проблем.
Чтобы алкоголь и табак не продавали детям, нужно для продавцов сделать штрафы в размере двух-трех месячных зарплат, а можно даже ввести уголовную ответственность, считает Максимов. Что же касается предпринимателя, то он должен отвечать за нарушение закона лишь в том случае, если в его сети выявлены неоднократные продажи спиртного и сигарет несовершеннолетним, отметил он. За многоразовую продажу частный предприниматель Ирина Плеханова предложила ввести запрет на торговлю для предпринимателя, нарушавшего законодательство.
При этом "ОПОРА России" уверена, что меры, например, запрещающие с 2013 года торговать пивом и табачными изделиями в киосках и небольших стационарных магазинах, нарушают права мелких предпринимателей и неприкрыто лоббируют интересы крупного сетевого ретейла. Комиссия под руководством Владлена Максимова подготовила петицию властям, которую подписали около 4 тысяч человек.
У мелких предпринимателей недостаточно рычагов давления на своих подчиненных, так как бизнесмен не может сам стоять около каждой точки продажи и смотреть, чтобы нерадивый продавец не продал детям сигареты или выпивку, пожаловался гендиректор сети табачных ларьков Антон Воронов. Эту проблему отметила и Плеханова.
Однако видеонаблюдение, которое могло бы решить проблему незаконной торговли алкоголем и табаком и помочь бизнесменам лучше контролировать своих сотрудников, предпринимателей не устроило, так как у продавца не остается интимного пространства, где можно, например, переодеться. Максимов с этим не согласился: "В каждом киоске поставить камеру и выводить изображение на пункт полиции вполне реально и не слишком дорого".
Кстати
По данным Росстата, число индивидуальных предпринимателей, торгующих пищевыми продуктами и табаком, на 1 января 2010 года составило более 196 тысяч человек. Из 400 тысяч точек розничной торговли и общественного питания, торгующих алкогольной и табачной продукцией, более 80 процентов имеют площадь торгового зала менее 50 квадратных метров.