Министр внутренних дел России Рашид Нургалиев подписал приказ, который четко и конкретно определяет, кто в системе МВД обязан и имеет право заниматься оперативно-розыскной работой.
Этот важный документ, по сути, продолжение масштабной реорганизации самого крупного в стране силового и правоохранительного ведомства - министерства внутренних дел. С вступлением в силу Федерального закона "О полиции" изменилась структура министерства, иные департаменты превратились в главки, некоторые подразделения влились в управления, другие, наоборот, приобрели функциональную самостоятельность. Появились и новые задачи, обязанности, права.
Чтобы эти изменения не вошли в противоречие с уже действующим законодательством, Рашид Нургалиев отдельными приказами создает работающие механизмы, позволяющие полицейским эффективно выполнять свои обязанности. Приказ касается самой главной функции полиции, ради которой, собственно, ведомство и существует, - борьбы с преступностью. Самое главное в этом документе - четкая регламентация подразделений и сотрудников, допущенных к оперативно-розыскной деятельности. В МВД далеко не все имеют право этой деятельностью заниматься. Например, сотрудники правового департамента или, скажем, финансового в розыске не участвуют. Другое дело - сыщики из "уголовки" или, например, из полицейской контрразведки - управления собственной безопасности.
Более того, даже те подразделения, которые ведут эту работу, могут проводить не все действия, предусмотренные законом "Об оперативно-розыскной деятельности". Федеральный закон называет 14 пунктов, в которых определяет все оперативно-розыскные мероприятия. Но приказом министра внутренних дел Национальному бюро Интерпола разрешены только три пункта - опрос, наведение справок и отождествление личности. Никаких прослушек, скрытых наблюдений и прочих детективных приемов. Или, скажем, сотрудники подразделений специального назначения могут проводить опрос, наведение справок, наблюдение, отожествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Им разрешено принимать помощь граждан.
Такие ограничения носят и антикоррупционный характер, чтобы ни у кого не было соблазна в частных целях заняться сыском или слежкой.