Еще одной попыткой победить чиновника-мздоимца стал новый законопроект, который внесен в Госдуму.
Его авторы предлагают поправить Уголовный кодекс таким образом, чтобы госслужащие, у которых расходы оказались больше официальной зарплаты, объясняли бы эту разницу в цене исключительно следователю.
Главное в идее законодателей звучит так: если расходы столоначальника вдруг окажутся больше его доходов на один миллион рублей и выше, то чиновника накажут десятью годами за решеткой в местах, которые ему назовут в тюремном ведомстве.
На сколько подобное предложение о большом по срокам наказании сегодня актуально, можно видеть практически у любого госпредприятия, даже не переступая его порог. При этом бросается в глаза любопытная тенденция - чем меньше контора и скромнее в ней официальные зарплаты, тем дороже стоящие у ее порога навороченные иномарки простых клерков.
Ни для кого не секрет, что загородные дворцы отдельных рядовых чиновников зачастую смотрятся куда роскошнее вилл богачей за границей. Подобная ситуация стала до такой степени привычной, что многими воспринимается чуть ли не как норма.
По предложенному депутатами изменению в Уголовный кодекс всех без исключения столоначальников обяжут объяснить происхождение машин и дворцов.
Но задавать вопросы будут лишь в том случае, если стоимость движимого и недвижимого имущества окажется больше зарплаты и премий, начисленных гражданину за службу своей стране.
Неприятности у государственного служащего начнутся, если он окажется не в состоянии объяснить, откуда у него взялись большие деньги на дорогие покупки. В этом случае можно будет говорить о его незаконном обогащении.
Кстати, чем-то радикально новым такое предложение назвать трудно. При советской власти действовало правило, при котором за дорогие покупки - машину или ценное ювелирное украшение - покупателям приходилось отвечать. И вопрос был банальным: откуда деньги?
В те времена для поиска и поимки граждан с теневыми доходами даже специально передавали в торговую сеть некие специфические "наживки". Как правило, это были очень дорогие ювелирные украшения. Расчет был на то, что на такую "приманку" обязательно "клюнут".
Старые сотрудники правоохранительных органов утверждают, что подобная примитивная "ловля на живца" всегда работала. И из пяти покупателей платинового кольца с большим бриллиантом четверых арестовывали именно за незаконное обогащение.
Происхождение больших и непонятно откуда взявшихся сумм серьезно проверялось советскими органами. Возможно, все новое - это просто хорошо забытое старое. Хотя такая схема благополучно действует и сегодня в развитых странах. Там сотрудник любого банка под страхом увольнения обязан сообщить в органы о приходе на счет клиента любой суммы, начинающейся с десяти тысяч долларов.
Каким образом бороться с коррупцией, сегодня говорят все - от студентов до государственных мужей. Проблема настолько актуальна и остра, что одного спасительного рецепта и одного пути к победе просто нет.
На сегодняшний день, по данным экспертов, величина средней взятки в России вплотную приблизилась к полумиллиону рублей не только в богатых городах, но и в небольших регионах.
И хотя нечистых на руку чиновников за желание получить нетрудовой доход ловят часто, приговоры к реальному лишению свободы выслушивают очень немногие из них.
При этом статистика таких вердиктов говорит сама за себя. Так, по данным Верховного суда, только за прошлый год из примерно двух тысяч осужденных за взятки чиновников только четверть по-настоящему лишились свободы.
Но даже и такие граждане долго не сидят. Получив очень скромные сроки в колониях общего режима, они, как правило, довольно быстро освобождались "за примерное поведение".
В открытом доступе в Сети выложены самые популярные схемы взяточничества. Их, по мнению специалистов, около полутора десятков, и регулярно рождаются новые приемы получить то, что не заработал.
Знающие люди говорят, что объем чиновничьей коррупции в России примерно равен ВВП Греции. Он составляет, по данным Национального антикоррупционного комитета, около 300 миллиардов долларов.
Есть даже всевозможные рейтинги некой общей коррумпированности государств. Они ставят нашу страну на места во второй сотне стран где-то между дальними и несолидными государствами.
Кроме этого в ходу и отечественные рейтинги уровня коррупции всевозможных ведомств. Такие списки составляют как правоохранительные органы по результатам уголовных дел, так и независимые эксперты по итогам своих исследований.
Надо сказать, что такие рейтинги по организациям сильно отличаются от народной молвы. Так, привыкшие ругать бывшую милицию и учителей с врачами разочаруются, узнав, что на первом месте в списке коррумпированных ведомств стоят надзорные организации. Те, что следят за порядком во всем - от природы до транспорта и здравоохранения.
Авторы нового законопроекта хотят, чтобы в Уголовный кодекс была вписана совершенно новая статья. Она будет называться "Незаконное обогащение".
По этой статье незаконное обогащение будет делиться в зависимости от суммы. Так, обогащение на сумму до одного миллиона рублей будет караться сроком до пяти лет лишения свободы.
А если аппетиты у чиновника круче и его разница в доходе и расходе, а значит, и незаконное обогащение дошло до миллиона рублей, то такому гражданину будет грозить лишение свободы до семи лет за колючей проволокой.
Ну а если превышение составило один миллион рублей или превысило эту цифру, то срок на нарах увеличится сразу до десяти лет.
И вне зависимости от общей суммы незаконного обогащения авторами документа предлагается конфискация имущества, купленного на незаработанные суммы.
В своей пояснительной записке к документу авторы законопроекта напоминают, что такие серьезные изменения нужны для исполнения Конвенции ООН против коррупции, к которой наша страна присоединилась еще в 2006 году.
У этого законопроекта, который был не так давно зарегистрирован, уже появились критики. Это скептики, которые не уверены, что такие резкие предложения пройдут и документ станет законом.
Истины ради надо сказать, что у проекта немало и тех, кто полностью согласен с предложениями об ужесточении ответственности.
В любом случае ситуация с коррумпированностью отдельных государственных чиновников, невзирая на критику скептиков, все равно требует решения. И это надо делать не в каком-то далеком будущем, а уже сегодня. А если откровенно, то еще вчера.
По большому счету речь уже идет практически о государственной безопасности. Чиновник-взяточник стал подрывать основы развития страны, сводя на нет самые смелые и грандиозные планы.
Даже незаконное обогащение небольших начальников низкого уровня подрывает авторитет власти. А уровень нечистоплотности более высоких начальников становится самой настоящей государственной проблемой.
Такой мздоимец рождает вокруг себя общую атмосферу, которая отпугивает иностранный капитал, ухудшает инвестиционный климат и порождает социальную напряженность.
С предложениями авторов законопроекта можно соглашаться, можно с ними спорить, но и критики, и скептики не сомневаются, что нужен серьезный контроль не только доходов людей, находящихся на государственной службе, а главное - их расходов.