Наладить до конца сентября нормальную доставку зерна в порты поручил вчера министерствам транспорта и сельского хозяйства первый вице-премьер Виктор Зубков.
"РГ" уже писала, что несколько тысяч (более двух) вагонов-зерновозов образовали сейчас в Новороссийске пробку. Из-за этого затруднена работа порта, снижаются темпы поставок пшеницы на экспорт (70 процентов зерновых перевозок к причалам осуществляется по железной дороге). А от экспортного спроса, в свою очередь, зависит внутрироссийская цена: при отличном урожае именно вывоз за границу помогает удержать цены от падения до такого уровня, при котором аграрии теряют интерес к расширению производства.
"Нужна четкая работа по подаче вагонов, - втолковывал вчера Виктор Зубков участникам селекторного совещания. - В ежедневном режиме нужно отслеживать ситуацию".
С первого июля, когда было снято продержавшееся чуть менее года эмбарго на экспорт зерна, за границу уже продано к настоящему моменту 7,2 миллиона тонн зерна. Виктор Зубков считает, что и в сентябре, октябре, ноябре и декабре из России может быть вывезено более чем по три миллиона тонн. Портовые мощности с вводом в действие новых отгрузочных терминалов в Тамани, Туапсе, Новороссийске позволяют это сделать (в августе, например, было вывезено 3,2 миллиона тонн зерна).
Есть и чем торговать. На сегодняшний день собрано 74,1 миллиона тонн зерновых, а это на два процента больше, чем на этот день в более чем благополучном 2009 году. "Такая динамика позволяет нам подтвердить первоначальный прогноз урожая зерновых в 90 миллионов тонн", - заявил Виктор Зубков. С учетом переходящих остатков прошлого года зерна достаточно и для внутреннего потребления, и для восстановления позиций на мировом рынке. Причем, по мнению первого вице-премьера, годовой объем международных продаж зерна может превысить 20 миллионов тонн.
"Если в начале июля цена на российское зерно отставала от общемировой на 40 долларов за тонну, то сейчас этот дисконт ликвидирован", - сообщил Виктор Зубков. Иными словами, плата за повторный выход на экспортный рынок после запрета экспорта оказался не таким дорогим, как предсказывали многие аналитики. В этих условиях экспорт становится очень выгодным направлением реализации зерна. Однако камнем преткновения на этом пути стали железнодорожные вагоны, образовавшие затор. Виктор Зубков потребовал от чиновников аграрного и транспортного министерства добиться такой ситуации, когда в порт за сутки приходит столько вагонов, сколько можно перегрузить на пароходы. Еще одна железнодорожная тема на зерновом фронте - тарифы на перевозку. Министерство сельского хозяйства добивается сейчас снижения тарифов на перевозки зерна на расстояние более 1100 километров - на 0,3 процента из Сибири и с Урала на Дальний Восток, и на 0,5 процента - в черноморские порты. Правительство в ближайшее время примет решение по снижению тарифов, обещал Зубков.
Надо сказать, что это немалая поддержка сельского хозяйства. Только введение коэффициента 0,5 будет стоить около одного миллиарда рублей.
Кстати
На 7 сентября минсельхозом направлено в бюджеты регионов на поддержку сельхозпроизводства более 70 миллиардов рублей (почти 70 процентов годового лимита).