На недавнем московском Международном авиакосмическом салоне "МАКС-2011", как уже писал "СОЮЗ", разработанные белорусскими конструкторами беспилотные летательные аппараты (БЛА) стали сенсацией даже для искушенных экспертов. Белорусское конструкторское бюро "ИНДЕЛА" представило на нем предмет зависти для зарубежных коллег - беспилотный вертолет INDELA-I.N.SKY. Этот 120-килограммовый красавец может совершать полеты на 100 километров продолжительностью до 5 часов и взять на борт более 30 килограммов груза. Для управления беспилотником используется собственная система INDELA-INS, контролирующая взлет, полет и посадку в автоматизированном режиме, а входящая в комплекс наземная станция управления может компактно размещаться на автомобиле или корабле.
Уникальная "вертушка" не осталась без внимания Государственного военно-промышленного комитета. Конструкторское бюро получило госзаказ и вместе с Барановичским 558-м авиаремонтным заводом разработало опытный образец беспилотного летального аппарата оперативно-тактического назначения "Гриф-1". Он предназначен для разведки, мониторинга местности и охраны границ, обнаружения, распознавания, определения координат наземных и подземных объектов, радиоэлектронного подавления средств противника. Дальность полета "Грифа-1" около 100 километров, скорость - 130 км/ч.
- В сфере производства БЛА мы можем достичь мирового уровня, - рассказывает главный конструктор беспилотных систем КБ "ИНДЕЛА" Владимир Чудаков. - Но для этого нужно продавать продукцию в таких объемах, как, например, Израиль. А шансы для рывка у Беларуси неплохие. Испытания у нас проходят каждый день, продукция востребована, нужно скорее занимать эту нишу - продавать беспилотники и комплектующие к ним другим странам. Есть надежда на то, что в этом плане у нас наладится сотрудничество с Россией...
О перспективах БЛА мы беседовали и с начальником управления применения и развития беспилотных авиационных комплексов ВВС и войск ПВО Беларуси кандидатом технических наук Юрием Леоновцом. Полковник уверен:
- Конечно, при выполнении боевых задач беспилотники не заменят обычные самолеты. Американская практика показывает, что в первую очередь БЛА используются в разведывательных целях в авиации специального назначения. Благодаря беспилотникам командиры лишний раз не подвергают риску жизни солдат, ведь информацию о противнике в районе боевых действий добывает умная техника...
Использовать беспилотники выгодно и по соображениям экономии: оборудование крылатых разведчиков в разы дешевле, чем в традиционных военных самолетах, они менее "прожорливы" и по части топлива. Правда, нужно еще наладить подготовку наземных пилотов. Эта новая профессия, к слову, нынче достаточно востребована. Полезная информация для продвинутых юношей, обдумывающих житье: на авиационном факультете Военной академии в Минске уже ведется обучение по специальности "беспилотные авиационные комплексы". Курсанты готовятся стать операторами беспилотных летательных аппаратов, фактически - наземными пилотами.
С этого учебного года по "беспилотному" профилю открыта новая специальность и в Минском государственном высшем авиационном колледже. А еще в Военной академии и авиаколледже работают курсы переподготовки летного состава, ведь современный пилот должен быть и опытным пользователем сложного программного обеспечения. А ,чтобы создать летчикам условия, приближенные к реальным боевым, в городе Береза создали центр, оснащенный учебно-тренировочными комплексами малой дальности с радиусом применения до 35 километров. Для беспилотников предусмотрены специально отведенные зоны.
- Образцов беспилотной техники белорусского производства могу насчитать с десяток. Это и макеты, на которых оттачиваются конструкторские решения, и опытные образцы, прошедшие испытания. А вот БЛА, принятых на вооружение, активно использующихся, у нас пока нет, - не скрывает Юрий Леоновец. - В связи с этим с нынешнего года Министерство обороны Беларуси вместе с Госвоенпромом инициировало выполнение государственной научно-технической программы "Многофункциональные беспилотные авиационные комплексы и технологии их производства". Программа рассчитана на 5 лет, реализуется под эгидой Госкомитета по науке и технологиям. Ее суть - переход от макетов и опытных образцов, разработок отдельных КБ и творческих коллективов, которых в Беларуси немало, к испытаниям и серийному производству. Важно объединить разработчиков, ведь производить беспилотную технику самостоятельно достаточно сложно. Надеюсь, со следующего года начнутся квалификационные и опытные испытания. Отберем изделия, которые можно запустить в серийное производство. Таким образом, малый класс беспилотников в ближайшее время должен, что называется, встать на крыло.
В этом году в Беларуси завершилось строительство специализированной взлетно-посадочной полосы для беспилотников. Мало кому известно, что только в 2010-м было проведено около 80 испытаний БЛА, на которые приглашались белорусские и российские специалисты. А в 2011-м уже состоялось примерно 100 испытательных полетов. Без излишнего афиширования и громких заявлений производители демонстрируют продукцию, узнают требования к ней, решают, в каком направлении двигаться. Ведь разнообразные типы беспилотных авиационных комплексов способны работать для нужд многих структур. МЧС, например, может использовать такие машины для длительного авиационного патрулирования, поиска пропавших людей, мониторинга пожароопасной обстановки. Пограничников же больше интересует ведение мониторинга вдоль границы для пресечения контрабанды и нелегальной миграции, так что работать с помощью БЛА станет проще не только военным авиаторам. Трудно не согласиться с экспертами: медлить нельзя. Необходимо "столбить" место на новом перспективном рынке высоких технологий. И первые уверенные шаги уже сделаны.