14.09.2011 23:19
    Поделиться

    Воронежская собака Стрелка получила Гран-при за лучшую женскую роль

    В народном театре села Морозовка Россошанского района помимо людей играют утки и куры, а собака Стрелка недавно получила на фестивале в Сочи Гран-при за лучшую женскую роль.

    Маститый столичный режиссер из жюри назвал морозовцев единственным в стране театром, работающем в жанре фарса, а областной департамент культуры, по мнению актеров, не догадывается об их существовании. В смысле, не помогает. Но они не жалуются - фарсят помаленьку. Вот уже двадцать с лишним лет.

    В жанре факта

    Морозовкой село назвали не зря - под Рождество столбик термометра здесь опускается до минус 38. В ночь перед Рождеством морозовцы колядуют: варят кутью, приклеивают усы и носы и с песнями ходят по селу. Обязательно с символом года - в 2009-м одна из актрис надела черный тулуп мехом наружу, прицепила к шляпе картонные рожки и изображала бычка. В 2010-м специально для колядок вырастили котят, в 2011-м - кроликов. "Жизнь продлевает только смех, - считает режиссер театра Иван Филатов. - А жанр у нас - факт. На сцене мы все делаем натурально: едим борщ, кашу, пьем горилку…"

    Морозовский театр - предприятие, можно сказать, семейное: Иван Филатов - режиссер, его жена Вера - директор. Точнее, она директор морозовского Дома культуры, в котором живет театр, а муж у нее заместитель. Сын Александр играет роли и песни поет - голос у парня красивый, в Сочи ему отдельный приз дали. Дочь Регина - тоже с красивым голосом - сидит во время спектаклей за звукорежиссерским пультом. Наконец, с примой морозовской сцены Стрелкой Иван Филатов ходит на охоту.

    - Это русская псовая борзая, очень умная: все схватывает на лету и отрабатывает чисто. На охоте она не гоняется за лисой, а работает на перехват, отсекая от леса. А когда догонит, берет зверя за живот и переворачивает. Работают борзые в паре, называется смычок. Волкодавы тоже в смычке работают, но они волка за уши хватают.

    В спектакле "Там, где колбаса и чара, кончается свара" Стрелка играет саму себя: собаку, вернувшуюся с паном с охоты. Она уморительно воротит морду от хозяина, предлагающего воды, а когда тот отвернется, торопливо лакает из миски. Да и вообще затейничает. Комедия Михаила Старицкого рассказывает о ссоре двух панов на охоте: борзая пана Шпоньки поймала зайца, а собака его соседа, пана Шило, прибежала на готовенькое. Вслед за собаками не поделили успех паны: Шило выбросил Шпоньку из саней, и тот, разгневанный, пришел пешком на постоялый двор. Туда же чуть позже приехал сосед. Охотничьи припасы у них поделены поровну: у одного горилка, у другого колбаса (Филатов на сцене произносит "ковбаска"). Это их в конце концов и помирит. Но перед этим паны изрядно потузят друг друга, из хозяйкиного сундука вылезет ее любовник, и много чего еще произойдет.

    - Учил недолго - собака сообразительная. Рыбкой кормил, чтобы пить хотелось, и курочку с собой брал… - Филатов, когда надо, общается по-русски чисто, а на сцене разговаривает забавным "хохляцким" говором. В Россоши многие на нем говорят.

    В спектакле "Сватанье на Гончаривке" солирует другой пес - Шурик со двора Валентины Зыковой. Вслед за хозяйкой он выводит "Ой, цветет калина…". В фантасмагории "Фараоны" - про то, как мужики стали бабами и наоборот, - танцует поросенок, гуляют утки и куры с петухом - тоже с зыковского подворья. Причем Валентина Федоровна подгадывает так, что у нее на сцене цыплята вылупляются. Диснею такое и не снилось.

    Выход со сцены

    - В жизни я плохо слышу, а на сцене слышу, - признался Михаил Павлович Белогорцев, партнер Зыковой в комедии "Как жинка чоловика дурыла". Михаилу Петровичу за восемьдесят: седовласый, седоусый, в малахае и с посохом, - он играет почтенных отцов семейства. Что, впрочем, не мешает ему нырять в сундук в "Колбасе и чаре". Морозовцы на сцене громко разговаривают, не скупятся на мимику с артикуляцией, охотно падают и с удовольствием поют. В репертуаре театра девять спектаклей, сплошь комедии из народного быта. Часть написана самими селянами, часть - украинскими авторами. Последних морозовцы нещадно переделывают, выбрасывая все лишнее и несмешное. Взамен добавляют импровизации, выдумывая реплики на ходу, во время репетиций. "Жинку" начинали с полчасика, а теперь час пятнадцать, - рассказала Филатова. - "Сватанье на Гончаривке" 15 лет разыскивали, нашли на Полтавщине, через дальних родственников мужа. По просьбе Остроушко (директор россошанского молокозавода, депутат областной Думы и один из спонсоров театра. - А. В.) ищем пьесу про калошу, в которой он в детстве на гармони играл. Пока не нашли".

    Развлекают театралы народ и за пределами клуба. Ежегодно в конце июня силами Дома культуры в селе устраивается большой праздник в честь Дня молодежи: с петушиными боями, гонками на тракторах и скачками на неоседланных лошадях. "Наших наездников так и называют, морозовские конокрады", - усмехнулся Филатов. Отдельные программы есть для Дня пожилых людей и Дня Победы, да практически на каждые выходные в ДК что-нибудь придумывают: то "Поле чудес", то футбол с ветеранами. Театр регулярно выступает в Россоши, колесит по области. В Морозовке его спектакли бесплатные, на гастролях билет стоит 50 рублей. Лет шесть назад Валентина Зыкова и Михаил Белогорцев прославились на всю страну - в сюжете Первого канала они изображали семью с 50-летним стажем (в жизни они тоже родственники, но дальние). Рассказали выдуманную сценаристами Эрнста трогательную историю знакомства, Зыкова показала место первой встречи, куда якобы приходит с мужем каждый год (место выбирали сами). Актриса Валентина Подгорная на том же телеканале изображала обманутую жену…

    Театр и жизнь

    "Обидно, что никто на нас внимания не обращает. Света театрального у нас нет, чтобы на фестивали ездить, ищем спонсоров. Актерам не платят, работаем на голом энтузиазме, - посетовал Иван Филатов. - Года два назад собирались бросить это дело, но остались - из-за людей".

    Помимо Филатовых, в театре еще 16 человек, молодежь и пенсионеры: ветврач, уборщица, главный инженер... Актеры непрофессиональные, но страстные. Минувшим летом, когда не хватало денег на поездку в Сочи, Белогорцев принес 10 тысяч ветеранских. Валентина Зыкова раньше работала в продмаге - профессия, также требующая немалого лицедейства, - потом заведовала столовой. Удалившись от дел, целиком посвятила себя театру. Женщина она смешливая и во время ударных реприз удерживается с трудом. А если все-таки прыскает - например, когда в спектакле "Как жинка чоловика дурыла" Филатов падает лицом в сметану, - то обязательно поправляется: "Ой, ну вы ж меня рассмешили…"

    На жизнь Филатовы зарабатывают свадьбами: жена ведет, муж снимает, дети поют, сын - второй сват. Культурой из их ДК пышет настолько, что на стене расположенного неподалеку туалета (извините за подробность) театральная маска нарисована, а не то, что обычно. Перед клубом шевелят листьями молоденькие тополя и березки - их актеры сажают ежегодно.

    …У дальней рябинки переступал тонкими ногами гнедой жеребенок в белых носочках. На горизонте курились белым дымом башни завода минудобрений. "Ох и вредные они, особенно вон та тонкая труба. Из нее по ночам рыжий дым идет - мы его "лисий хвост" зовем, очень запах ядовитый", - сообщила Вера Алексеевна. "А на месте клуба раньше церковь стояла, - подхватил ее муж. - И сложен Дом культуры из церковного кирпича. Когда его открывали в 1955-м, крышу сорвало и на 30 метров отбросило, ее краном на место ставили. А когда предприятие аэрофотосъемку заказало, на месте клуба церковь проявилась, с куполами. Тут постоянно шаги какие-то слышны, голоса, образа сквозь стены проступают. Старушки, когда на вечера приходят, перед входом молятся".

    Прямая речь

    Александр Латушко, главный режиссер воронежского ТЮЗа, депутат областной думы:

    - То, что народные театры важны и нужны, для меня безусловно. Я сам, кстати, вышел из такого театра при воронежском Дворце имени Кирова - оттуда и поступал в ГИТИС. В свое время в городе и области было немало таких коллективов. Сегодня остались единицы - и только в селах. Да, о них вспоминают, ежегодно проводится фестиваль народных театров в селе Никольском… Но в целом самодеятельному драматическому искусству уделяется несравненно меньше внимания, чем, к примеру, фольклорным коллективам. Во многом это связано с нехваткой специалистов: все-таки руководить театральным коллективом не каждому под силу, здесь своя тонкая специфика. И, к сожалению, эта категория выпадает из сферы самодеятельного творчества. Да и в департаментах и управлениях культуры о них вспоминают в последнюю очередь. Остались буквально островки, отдельные коллективы, которые держатся на голом энтузиазме.

    Лев Лазаренко, Воронеж

    Поделиться