Совет шефов главного управления по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области дал оценку тревожной ситуации, сложившейся в Чебаркульском военном гарнизоне.
По итогам проверки гарнизона информация о всплеске суицидальных настроений среди солдат-срочников нашла подтверждение. Однако члены совета склонны объяснять его не дедовщиной, а тяжелыми условиями службы на полигоне во время проведения международных учений "Центр 2011" (в начале полевого выхода возникали сложности с обеспечением водой и продуктами - ред.), а так же "низким уровнем физической и моральной подготовки значительной части призывников".
Отдельно отмечается негативный результат сокращения, а фактически, ликвидации службы воспитательной работы, офицеры которой в значительной мере способствовали организации взаимодействия с родителями, разрешению конфликтов и профилактике правонарушений.
- Во время личной беседы попытки порезать себе руки солдаты объяснили трудными полевыми условиями, личными проблемами во взаимоотношениях, причем, в значительной степени с военнослужащими одного призыва, - сообщил председатель совета шефов Игорь Михайлов.
Первым на тревожную обстановку в гарнизоне обратил внимание региональный уполномоченный по правам человека Алексей Севастьянов. Во время инспекции областной психоневрологической больницы (ОПНБ) №2 на станции Биргильда он удивился нахождению там пятерых военнослужащих, проходивших обследование после попыток суицида. Причем, только один из солдат пояснил свои действия известием о смерти любимой девушки. Остальные пожаловались на неуставные взаимоотношения в части. Из чего уполномоченный сделал вывод о некой взаимосвязи отправки солдат в гражданскую психиатрическую клинику с проведением учений "Центр 2011", "на которых военным лишний раз не хотелось бы выпячивать существующие проблемы неуставных отношений в армии и их последствия: психологические и физические травмы ребят". Об этом Алексей Севастьянов сделал запись в своем блоге.
"Непонятно, почему по фактам суицидов не проводились доследственные проверки, - написал Севастьянов. - А они не проводились, так как не проводился допрос самих субъектов этого действия, не были установлены причины, почему они пытались свести счеты с жизнью. Наглядный пример - военнослужащий К., которого жестоко избивали и повредили спину, и может случиться, что он останется инвалидом. С этим надо разбираться. Будем проводить расследование".
Совет шефов выяснил, что солдат, душевное состояние которых вызывает опасения у командования, действительно отправляли в психиатрическую клинику на станцию Биргильда. В войсковой части пояснили, что делают это из-за отсутствия свободных коек в лечебных учреждениях гарнизона и 354-м окружном госпитале Екатеринбурга. По согласованию с медицинской службой Центрального военного округа всех направляемых на обследование солдат отвозили в клинику напрямую, поскольку госпиталь имеет с ней соответствующий договор.
Так это или нет, предстоит проверить военной прокуратуре. Как сообщил старший помощник прокурора ЦВО Сергей Богомолов, в гарнизоне проводится доследственная проверка по факту пребывания военнослужащих в гражданской клинике.
- В том числе проверим, имели ли место факты неуставных отношений, и если они имелись, то почему замалчивались командованием, - сообщил Богомолов. - К виновным буду применены меры прокурорского реагирования, вплоть до возбуждения уголовных дел.
Всего, по официальным данным, с января по конец августа в части комиссовали 58 солдат, из них 22 с диагнозами, связанными с психическим состоянием.
Кстати
Несколько солдат, с которыми довелось пообщаться общественникам, ждут отправки в ту же психбольницу №2. Они попросили по возможности ускорить их психиатрическое обследование. Клиника пользуется дурной славой из-за слабой материальной базы и запустения.