В Югре разрабатывают маршруты для этнического туризма

Вчера в Югре стартовал туристский этнографический форум. Туроператоры всего Уральского федерального округа, представители органов государственной и муниципальной власти Югры, общин коренных малочисленных народов Севера, высших учебных заведений, общественных организаций и СМИ участвуют в Обь-Иртышской экспедиции.

В течение пяти дней они пройдут от Ханты-Мансийска до Березово по Оби и Иртышу на теплоходе. Остановки в удаленных поселках позволят встретиться с представителями национальных общин, посетить действующие объекты этнотуризма. Мастер-классы, туристские семинары, презентации этнографических программ, обмен опытом организации этнотуров в ходе путешествия помогут участникам экспедиции в дальнейшей разработке межрегиональных программ и проектов. Вместе с коренными жителями этих мест они обсудят темы организации туристского бизнеса, создания турпродукта этнографической направленности, основ "электронной коммерции".

В ходе экспедиции туроператоры УрФО найдут идеи для перспективных проектов, в том числе и речных маршрутов. Будут заключены межрегиональные соглашения о формировании совместного турпродукта в сфере внутреннего и въездного туризма. Специалисты продумают возможность вовлечения коренного населения в эколого-этнографическую туристскую деятельность, возможно заключение агентских контрактов и договоров о хозяйственной деятельности.

По рейтингу РБК Югра заняла 19-е место среди российских регионов, активно развивающих туриндустрию. Эксперты Российского государственного торгово-экономического университета сделали такие выводы на основании показателей развития туристских, санаторно-оздоровительных услуг и уровня гостиничного сервиса.

И это при том, что округ, признав необходимость диверсификации экономики, ориентированной на топливно-энергетический комплекс, только начинает заниматься созданием современной туристской инфраструктуры. Здесь быстрыми темпами развиваются различные виды туризма: деловой, экологический, этнографический, культурно-позна­вательный, спортивный, оздоровительный, событийный. Становится популярным отдых в сельской местности и заповедных зонах, речные круизы по рекам Сибири и путешествия к удивительным по красоте горным вершинам Приполярного Урала.

Поддержка туризма в Югре начинается на законодательном уровне: подписан ряд соглашений, приняты нормативно-правовые акты, владельцы гостиниц получили льготы, окружным турфирмам предоставляются скидки на размещение в СМИ рекламы и материалов, популяризирующих въездной туризм. Губернатор Наталья Комарова распорядилась обеспечить широкий доступ к информации о бальнеологических ресурсах Югры. По ее мнению, это позволит привлечь в эту сферу бизнес, дать предпринимателям возможность максимально объективно оценить окупаемость проектов и свои риски.

Туроператоры поддержали еще одну инициативу главы региона - по созданию саморегулируемой организации "Союз турпредприятий Югры", сейчас идет подготовка к ее регистрации. Для продвижения туристских возможностей округа создается также единый интернет-ресурс. В перечне инвестиционных числится около двух десятков программ самой разной направленности, в числе которых строительство санаторно-курортных и развлекательных центров, молодежные и семейные проекты.

Но власти понимают, что для успешного развития туризма необходимо сформулировать некую идею, которая должна быть не только интересной, но и эксклюзивной. Под таким углом удаленность и даже труднодоступность Югры рассматривают не как недостаток, а как особенность территории - даже свое­образный бренд.

- Самобытная культура коренных малочисленных народов Севера, сохранившиеся в течение веков обряды и ритуалы, этнический музыкальный фольклор, ремесла и промыслы формируют перспективы туризма в нашем регионе. Национальные праздники - основа для разработки событийных этнографических туров. Этнотуризм набирает популярность и будет все больше востребован в будущем, - уверен директор департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Югры Евгений Платонов.

Создание условий для сохранения и дальнейшего соци­ально-экономического и культурного развития этнических общностей, повышения уровня жизни коренного населения в автономном округе были приоритетными задачами властей и прежде. Сегодня программы развития народов Севера в автономии решили нацелить на получение в первую очередь социального эффекта, а уже через него, опосредованно, - экономического.

В этом плане проблема занятости коренных жителей - одна из важнейших. Безработица в местах традиционного проживания северян выше среднеокружного показателя в 1,6 раза. А ведь их исконная деятельность - охота, рыболовство, сбор дикоросов, оленеводство и т. д. - как раз и есть тот самый малый бизнес.

Да и этнографический туризм - тоже. Поэтому целевая программа социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера (КМНС) в Югре на 2011-2013 годы направлена на решение сразу нескольких задач. С одной стороны, ее цель - сохранение и защита исконной среды обитания, создание условий для развития традиционной хозяйственной деятельности. С другой - вовлечение коренных жителей в экономические взаимоотношения.

На реализацию программы предусмотрено 453 миллиона руб­лей, в том числе на 2011 год - 148,5 миллиона. Комплекс мероприятий обширен: семинары, обучение, консультации, обмен методическим и практическим опытом по созданию турпродукта. Естественно, предусмотрена и финансовая поддержка в форме компенсации части затрат на приобретение снегоходов, вездеходной техники, лодок и моторов, электростанций и средств связи югорчанам, постоянно проживающим на стойбищах и занимающимся промыслами. Субсидируют им и строительство объектов жизнеобеспечения, затраты на реализацию проектов по развитию традиционной деятельности. Предусмотрена также оплата обучения, переподготовки и повышения квалификации коренных жителей для повышения их конкурентоспособности на рынке труда. А молодым специалистам, приехавшим на работу в места традиционного проживания, предоставят финансовую помощь на обустройство быта и организацию деятельности.

Интересные проекты, способствующие популяризации фольклора, традиций, языка, промыслов, развитию этнографического туризма и его инфраструктуры, поддержат и грантами. В 2011 году на это предусмотрено в бюджете 12 миллионов рублей.

Ожидается, что в результате реализации программы через два года в Югре заметно увеличится количество обустроенных участков территорий традиционного природопользования, сохранится количество семей, ведущих традиционную хозяйственную деятельность (сегодня их 900), увеличится сбор дикоросов, объем продукции охотничьих промыслов. Будут созданы не менее 70 постоянных и до 500 сезонных рабочих мест. В три раза должно вырасти число коренных северян, получивших высшее и среднее специальное профессиональное образование. Больше станет и знатоков фольклора, ремесел, традиционных промыслов, любителей национальных видов спорта.

Но главное, по замыслу властей, - все национальные общины и предприятия будут вовлечены в туристскую деятельность этнографической направленности, за счет чего в два раза вырастет численность коренных жителей, занятых ею. Все это позволит почти на треть увеличить поток иностранных и российских гостей.

Власти готовы поддерживать новые формы производства сувенирной продукции, например, создание и выпуск анимационных фильмов на основе сказаний, мифов и легенд народов Севера. Будут проводиться и различные межрегиональные совещания, конференции, семинары, круглые столы по вопросам развития этнографического туризма. Разрабатываются и рекомендации муниципальным органам власти, как наиболее эффективно управлять этой экзотической пока сферой экономики.

Прямая речь

Наталья Комарова, губернатор Югры:

- Для представителей коренных малочисленных народов Севера турбизнес, с одной стороны, - это работа, с другой - возможность вести традиционный образ жизни и хозяйствования. Это придает особую ценность такой деятельности. Тот ресурс, которым мы располагаем, делает наши возможности уникальными, и их надо использовать, продвигая наш туристский продукт на российский и мировой рынок. Любые объекты, связанные с культурой и традициями живущих в Югре народов, - эксклюзивны, что особенно ценится во всем мире. Поэтому въездной туризм может стать источником роста экономики автономного округа.

Кстати

Ежегодно в Югру приезжают 400 тысяч туристов. Сегодня в этой сфере в регионе работает 120 организаций, в числе которых 17 туроператоров, 77 турагентств, 26 экскурсионных бюро, 475 территорий традиционного природопользования КМНС, 41 эколого-этнографический музейный комплекс, более 4000 памятников истории и культуры. 59 организаций и общин осуществляют традиционное хозяйствование, шесть национальных общин планируют заниматься организацией деятельности в сфере туризма в ближайшие годы.