Президент США, как и ожидалось, внес на рассмотрение верхней палаты конгресса США кандидатуру нового "дипломата номер 1", который будет представлять интересы Вашингтона в Москве.
Майкл Макфол, являющийся в настоящее время специальным помощником президента и главным директором по России и Евразии в Совете национальной безопасности США, уже в скором времени предстанет "под светлые очи" американских сенаторов, многие из которых, не сомневаются эксперты в американской столице, постараются затянуть процесс назначения нового посла в Россию и обставить его различными политическими требованиями к Белому дому.
Фактически путь Майкла Макфола, имеющего сугубо академический "бэкграунд", к одной из ключевых позиций в американском внешнеполитическом истеблишменте начался еще в 2008 году. Тогда, в ходе предвыборной кампании Барака Обамы, выпускник Стэндфордского университета и профессиональный русист Макфол был советником будущего 44-го президента США по внешнеполитическим вопросам в отношении России и Евразии.
Макфол никогда не являлся сотрудником Государственного департамента, но, тем не менее, считается в Вашингтоне одним из самых авторитетных специалистов по России. Действительно, помимо внушительного теоретического багажа - докторскую степень Майкл Макфол получил в Оксфорде и долгое время практиковал в Гуверовском институте, - будущий хозяин Спасо-Хауса в Москве имеет и большой практический опыт знакомства с российскими реалиями. Впервые посетив нашу страну аспирантом Оксфордского университета в 1983 году, Макфол в 1990-х годах активно работал в Московском Центре Карнеги.
Информация о том, что будущим сменщиком нынешнего посла США в России Джона Байерли может стать именно Макфол, появилась в американской прессе еще в мае. Во время последней встречи Барака Обамы и Дмитрия Медведева на саммите "большой восьмерки" этот вопрос обсуждался, и еще тогда Москва выдала неофициальный агреман на предложенную кандидатуру.
По информации "РГ", для самого 48-летнего Майкла Макфола такое развитие событий стало до некоторой степени неожиданным, поскольку его изначальные планы предусматривали возвращение в альма-матер и продолжение академической деятельности в Стэндфордском университета. В итоге от предложения президента США поехать в Москву для продолжения "перезагрузки" в отношениях между Америкой и Россией ее неофициальный автор - именно Макфолу в Вашингтоне приписываются лавры теоретика и практика успешной политики США на российском направлении - отказаться не смог.
Не секрет, что поступательно развивать отношения между Вашингтоном и Москвой дальше новому послу США в России теперь будет значительно труднее. Сохраняющиеся разногласия по ПРО, пробуксовка со вступлением России в ВТО и снятие поправки Джексона-Вэника станут главными вопросами для Макфола на ближайшее время.
Как заявил Майкл Макфол "Российской газете" накануне мартовского визита вице-президента США Джозефа Байдена в Москву, поправка Джексона-Вэника рассматривается в Белом доме в качестве проблемы, "имеющей отношение к присоединению России к ВТО, но не связанной с ней". "Мы говорили раньше о том, что планируем ликвидировать действие поправки в скором будущем. Мы это запланируем, и такая дискуссия будет связана с продвижением и окончательным завершением переговоров России по вступлению в ВТО", - заявил Макфол "РГ".
А во время последнего визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Вашингтон в июле, присутствовавший в Госдепартаменте на совместной пресс-конференции глав российского и американского внешнеполитических ведомств Макфол рассказал "РГ", что уверен в заключении взаимовыгодных соглашений по ПРО. Впрочем, на мой вопрос о том, стоит ли ожидать прогресса в этом вопросе до его утверждения в новой должности, Майкл Макфол отшутился, заметив что "это зависит от того, как долго меня будут утверждать сенаторы".
Между тем процедура прохождения кандидатуры Майкла Макфола через сенат действительно может стать не простой и грозит растянуться на несколько месяцев. Политические оппоненты Барака Обамы на Капитолийском холме не скрывают, что видят в номинации президентского назначенца в Москву отличный шанс для того, чтобы "потрепать" администрацию США на внешнеполитическом фронте в целом, и российском направлении в частности.