18.09.2011 23:20
    Поделиться

    В этом году пожарный десант помог потушить большую часть лесных пожаров

    Отстоять от пожара деревни, избежать жертв летом удалось благодаря десанту

    В этом году при участии парашютистов-десантников удалось потушить более 70 процентов всех лесных пожаров или около миллиона гектаров леса. Даже по самым скромным подсчетам, работа лесного спецназа помогла предотвратить прямой экономический ущерб в размере от 6 до 10 миллиардов рублей.

    Задача лесного спецназа - задушить огонь в зародыше в первые часы, пока он не вышел из-под контроля. Если этого не сделать, то масштабы экономических и социальных потерь разрастутся мгновенно. Этим летом не сгорели деревни и поселки, не было человеческих жертв только во многом благодаря десанту. С начала пожароопасного сезона огонь захватил 1,3 миллиона гектаров. К середине сентября в прошлом году обгорели уже 2 миллиона гектаров.

    Как работает пожарный десант, Рослесхоз попробовал продемонстрировать на показательных выступлениях во Владимире. Огонь, который запалили в трех местах у кромки лесной чащи, начал быстро распространяться. Ветер оказался сильнее, чем предполагали устроители пожарного шоу. Поэтому легкий самолет, с которого должны были десантироваться парашютисты, заменили вертолетом. Прыжки пришлось отменить - слишком рискованно. ...Казалось, вертолет завис прямо над полыхающим лесом. По специальным тросам сначала спустили мотопомпы, ранцевые огнетушители, зажигательные аппараты, которые нужны, чтобы создать встречный огонь и быстрее блокировать пламя. Сбросив снаряжение, десант спустился сам. Шесть человек разделились на две группы. Одна окружала очаг пожара, вторая - стала валить деревья, чтобы огонь не ушел дальше в лес. Но окончательно справиться с пламенем помог еще один подоспевший вертолет с тонной воды. В итоге пожар на всех трех участках был потушен примерно за 20 минут.

    Конечно, условия реальных лесных пожаров несравнимо сложнее. Там и огонь полыхает страшнее, и вертолеты прилетают не через несколько минут. В первую очередь потому, что поднять в воздух вертолет или самолет с тонной воды - дорого.

    "Когда горит объект, не обязательно лить на него столько воды. Можно локализовать пожар дисперсным раствором, от которого минимум воды и максимум эффекта. Машиностроительные предприятия должны реагировать на наши запросы", - поделился своими соображениями с "РГ" глава Рослесхоза Виктор Масляков.

    Например, лесное хозяйство нуждается в технике, которая может сама себя орошать водой, потому что работает такое оборудование в эпицентре пожара. Требуются сверхлегкие машины, которые могли бы заезжать прямо на болота, чтобы тушить торф. Есть потребность в термостойких кабинах с оптимальным микроклиматом для работающего внутри оператора. Специалисты лесного комплекса также нуждаются в маленьких десантных тракторах, которые можно доставлять вертолетами и самолетами.

    Какую-то часть этого спроса отечественные машиностроительные предприятия удовлетворить уже готовы. Однако выставка во Владимире создавала впечатление, что нужной наземной техники не так уж много. Зато порадовала легкая и сверхлегкая авиация. Например, интерес вызвал Ми-34 - легкий многоцелевой вертолет. Хорошо приспособлены к патрулированию лесов автожиры, очень мобильные машины на одного и двух пилотов. В отличие от самолетов автожирам требуется более короткий разбег для взлета - от 1 до 50 метров. При посадке им не нужна полоса, автожиры летают со скоростью до 180 километров в час, их можно пилотировать даже при сильном ветре - до 20 метров в секунду. А чтобы управлять такой машиной, достаточно 20-часового курса обучения. Кстати, автожир мог бы быть полезен в условиях московских пробок. Тем более что с 1 ноября прошлого года в России официально узаконены полеты малой авиации без разрешения на использование воздушного пространства. В среднем самый компактный автожир стоит от 1,5 миллиона рублей, и его полет обойдется в 800 рублей в час. Для гражданских целей это дороговато, а вот для профилактики лесных пожаров, который наносят ущерб в десятки миллиардов рублей - в самый раз. В Рослесхозе сейчас решают, как будут использовать новые возможности отечественной авиации. "У нас нет необходимости формировать свой парк самолетов. Логично было бы отдать эту работу на 5-6 месяцев пожароопасного сезона на аутсорсинг. Нам же надо увеличивать свой резерв парашютистов-десантников, которых можно "перебрасывать" на этой технике к очагам огня", - поделился планами Виктор Масляков. Главное - работа парашютистов по локализации огня помогает снизить потребность в дополнительном использовании дорогостоящего наземного и авиационного оборудования.

    Кстати

    Этим летом в тушении лесных пожаров принимали участие 2,5 тысячи десантников. В будущем году численность федерального резерва планируют увеличить уже до 4,5 тысячи человек. Службе авиационной охраны лесов на этой неделе исполнилось 80 лет.

    Поделиться