Авиатранспортная отрасль должна сыграть важную роль в развитии процессов экономической интеграции, а также в привлечении транзитных грузопотоков на Единое транспортное пространство ЕврАзЭС. При этом создание Таможенного союза, Единого транспортного пространства и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС открывает новые возможности для развития авиаперевозок грузов как внутри Сообщества, так и с третьими странами. Об этом говорится в новом отраслевом обзоре Евразийского банка развития "Развитие авиатранспортного потенциала ЕврАзЭС".
"Гражданская авиация - важнейший элемент транспортных систем государств - членов ЕврАзЭС, обеспечивающий устойчивый экономический рост, внешнеторговые и туристические связи, а также мобильность населения, - отмечают авторы исследования. - Сегодня она является самым динамично развивающимся видом транспорта в большинстве государств Сообщества".
С 2000 по 2010 год в целом по Сообществу объем пассажирских перевозок возрос в 2,5 раза (пассажирооборот увеличился в 2,8 раза). Грузовые авиаперевозки развиваются менее динамично. С 2000 по 2010 год их объем возрос в 1,7 раза, а грузооборот - в 1,8 раза. Свыше 90% общего объема грузовых авиаперевозок приходится на РФ. Несмотря на внушительные расстояния перевозок между государствами, потенциал гражданской авиации в этой сфере используется слабо - отмечается в исследовании. В 2010 году на долю авиатранспорта приходилось только 0,03% от общего объема взаимных грузовых перевозок между странами Сообщества в весовом выражении.
Авиакомпании государств - членов ЕврАзЭС практически не участвуют в перевозке грузов между Европой и Азией. Лишь несколько авиакомпаний на регулярной основе осуществляют перевозки транзитных грузов на этом направлении ("Аэрофлот", "Полет" и AirBridge Cargo). Рынок грузовых авиаперевозок в Сообществе серьезно уступает рынкам многих развитых и развивающихся стран. К примеру, грузооборот одной лишь гонконгской авиакомпании Cathay Pacific в 2010 году был вдвое больше грузооборота всех авиакомпаний из государств - членов ЕврАзЭС вместе взятых.
Транзитные перевозки через воздушное пространство стран Сообщества сдерживаются целым рядом факторов, главный из которых - состояние наземной инфраструктуры. Между тем перспективы развития международных грузовых авиаперевозок в государствах - членах ЕврАзЭС, а также транзитных полетов через их воздушное пространство напрямую зависят от наличия и технического состояния аэродромной инфраструктуры.
Среди других проблем эксперты отмечают отсутствие современного флота грузовых воздушных судов, недостаточность государственных стимулов по их приобретению и обновлению, неразвитость логистических цепочек в рамках ЕврАзЭС, в которые могли бы быть вписаны грузовые авиаперевозки. Сюда же относится целый ряд регулятивных барьеров, в частности, ограничения по доступу на рынок для авиакомпаний из государств - членов ЕврАзЭС.