19.09.2011 23:43
    Поделиться

    Юрий Слюсарь: В России начинается реализация проекта "Самолет-2020"

    Сегодня на предприятиях авиационной промышленности идут активное обновление и оптимизация производственных мощностей. Реализация этих программ позволит к 2015 году снизить трудоемкость в 1,5 раза, увеличить производительность в 2-3 раза, объемы производства - в 1,3 раза. Также важный эффект - существенный прирост энергоэффективности.

    Все это требует существенной господдержки отрасли.

    Главная задача - вывод отрасли на новый технологический уровень. Причем речь идет обо всей цепочке: если проектирование, то переход на "цифру"; если производство, то внедрение самых современных технологий, применение новых, специально разработанных материалов; если продажи, то выстраивание системы послепродажного обслуживания на основе лучших мировых практик.

    В целом объемы поддержки отрасли в 2005-2010 годах ежегодно увеличивались в среднем в 1,5 раза. В результате появились новые проекты, новые технологические линии.

    Серьезным испытанием стал кризис. Надо было сохранить финансовую устойчивость предприятий, обеспечить реализацию задач, заложенных в стратегии.

    В текущем году поддержка со стороны государства сохраняется. Только по линии Минпром торга России это более 70 млрд рублей.

    Конкретное приложение этих средств - прорывные проекты. Причем по всем новым проектам наращиваются компетенции предприятий и характеристики продуктов до уровня ведущих мировых производителей авиатехники.

    Главный вызов для российского авиастроения, и прежде всего гражданского сегмента, - выход на глобальный рынок. Только этот сценарий дает объем спроса, достаточный для интенсивного развития отрасли. Двигаясь на глобальный рынок, мы обязаны воспринять все его стандарты и тенденции. Одна из них - кооперация, взаимное вхождение в компетенции.

    По ряду проектов у нас уже есть успешные примеры. Это "Суперджет 100" - как в части планера, так и в части двигателя. Эта машина - первая, спроектированная полностью в "цифре", абсолютно технологически сопоставимая с западными аналогами. По двигателю SaM-146 - полноценное сотрудничество с французами. Развернуто его серийное производство.

    Идет активная реализация целого ряда новых проектов с широкой международной кооперацией. Это среднемагистральный МС-21 - проектируется в "цифре", с разработкой новых технологий и применением новых материалов (черное крыло).

    В вертолетостроении по Ка-226Т мы уже находимся на этапе продвижения на рынок. Это тоже кооперационный проект - двигатели к вертолету поставляет французская компания "Турбомека". Активная работа идет по вертолетам Ка-62 и Ми-38, также с привлечением французских коллег-двигателистов.

    Помимо успешного опыта SaM-146, в двигателестроении создан газогенератор ПД-14 для перспективного семейства двигателей, создаваемых в принципиально новом технологическом укладе.

    Для ускоренного развития отрасли особенно важно создание опережающего научно-технического задела (НТЗ). Формирование пула прорывных технологий происходит вокруг перспективных проектов.

    На этот год запланирована начальная, поисковая стадия работ по проекту "Самолет-2020". Причем уже сейчас рассматривается это направление с точки зрения новых возможностей для международного сотрудничества.

    Важнейшей задачей является модернизация производственных мощностей. С учетом запуска работ по прорывным проектам предприятиям отрасли предстоит привести технологические возможности производства в соответствие с требованиями рынка. Речь идет о количественно и качественно новом уровне.

    Ключевой фактор глобальной конкурентоспособности отрасли - ускоренный переход предприятий к продаже жизненного цикла продукции. Послепродажное обслуживание приносит до 50% от общего объема выручки в любом сегменте.

    Важное значение при этом имеет совершенствование системы продвижения отечественной авиатехники на рынок, как внутренний, так и международный.

    Для решения сформулированных в стратегии, а также вновь возникающих задач нами разработан проект государственной программы "Развитие авиационной промышленности".

    В этом программном документе учтены как ранее наработанные и широко применяемые инструменты, так и новые, учитывающие ключевые риски и возможности развития авиационной промышленности на современном этапе.

    Поделиться