На прошлой неделе в Баку начались переговоры с Россией об объемах транзита нефти в ближайшие годы. Российская сторона предлагает снизить азербайджанскую квоту в нефтепроводе Баку - Махачкала - Тихорецк - Новороссийск или повысить тариф на ее прокачку. Так как объемы транзита азербайджанской нефти сокращаются. Цена вопроса для российской стороны при 100%-ном заполнении этой артерии - минимум $100 млн в год.
Как заявил на днях директор пресс-службы министерства промышленности и энергетики Азербайджана Азер Менсимли, "прозвучало предложение о прокачке по нефтепроводу минимум 1,5 млн тонн в год. Конкретного решения, в том числе по тарифам, пока не принято, обсуждения продолжаются. Но итоги переговоров, как ожидается, будут положительными. После этого они будут парафированы, и после прохождения внутригосударственных процедур в транзитное соглашение (1996 года. - Прим. ред.) будут внесены изменения".
Напомним, квота Азербайджана в нефтепроводе Баку - Махачкала - Тихорецк - Новороссийск составляет 5 млн тонн в год. Однако в последние годы она не "выбирается". По данным "Транснефти", например, в 2011 году фактическая перекачка из Азербайджана составит 2 млн тонн, а в 2012-м - 1,7 млн тонн. Основная официальная причина, по данным азербайджанской государственной SOCAR, - развитие национальной нефтепереработки. Поэтому одна из основных нефтетранзитных артерий Юга бывшего СССР балансирует на грани рентабельности, приходится заполнять этот маршрут нефтью из Дагестана.
В случае снижения транзита до 1,5-2 млн тонн среднегодовые транзитные доходы РФ составят $27 млн в год. А при транзите в 5 млн тонн - почти $80 млн. А вот при 5-7%-ном росте транзитной оплаты прокачки в 5 млн тонн - минимум $100 млн. Нынешняя ставка за транзит одной тонны - $15,67. В связи с недобором квоты российская сторона предлагает повысить тариф и снизить квоту с 5 до 4 млн тонн. Что касается возможного удорожания транзита по этой магистрали, оно "адресовано" не только Азербайджану, но всем странам, осуществляющим транзит нефти и нефтепродуктов через РФ.
Основные контраргументы Азербайджана, по данным его минпромышленности и энергетики, таковы. Во-первых, в ходе транзита высококачественная азербайджанская нефть зачастую смешивается с менее качественной высокосернистой российской смесью Urals. Из-за этого Азербайджан ежегодно теряет около $30 млн (от разницы среднемировой цены на Azeri Light и Urals). Во-вторых, по мнению руководителя этого ведомства Натига Алиева, "поставки азербайджанской нефти по маршруту Баку - Новороссийск можно увеличить, если по этому пути можно будет транспортировать не только азербайджанскую нефть. Например, нефть Казахстана или Туркменистана, транзитом проходящую через Азербайджан".