Военные власти Египта наконец-то обозначили дату проведения парламентских выборов. Депутатов нижней палаты - Народного собрания изберут 21 ноября, выборы в Консультативный совет - верхнюю палату запланированы на 22 января.
Наблюдателей интригует главный вопрос - сумеют ли взять власть в парламенте "Братья-мусульмане", группировка радикальных исламистов суннитского толка, которая в ряде стран внесена в список террористических организаций. Судя по опросам среди местных и иностранных аналитиков, исламисты вполне могут получить от 30 до 35 процентов голосов, пользуясь большой и главное нарастающей поддержкой обозленных на власти простых египтян. Это подтверждает, что в арабском мире продолжается концентрация населения вокруг мусульманского фундаментализма.
Казалось бы, какое отношение этот расклад имеет для россиян? На месте узнаешь, что самое прямое. Уже сейчас исламисты "вбрасывают камни": в Египте заговорили о возможности введения дресс-кода по подобию Ирана, платков и длинных юбок для женщин, включая иностранок, отмене торговли алкоголем и употребления спиртного в отелях, в том числе в курортных зонах. Тревога за безопасность и жизнь россиян, выезжающих на отдых в Египет вполне обоснованна по ряду причин. Заметно, что в отличие от "Египта при Мубараке" речь уже идет не только о безопасности на дорогах или пресловутых акулах в Красном море. Едва ли не главный вопрос дня: насколько гостиницы и комплексы защищены от терактов, которыми грозит "Аль-Каида".
Пока основные центры силы в Египте застыли в состоянии постполитического эндшпиля: когда "разменяно" большинство ключевых политических фигур и уже организована атака на короля - бессменного за последние 30 лет президента страны Хосни Мубарака. Случилось небывалое событие для Египта: глава государства впервые в истории многотысячелетнего государства не просто оказался в роли подсудимого. Мубараку, бывшему национальному герою, реально грозит смертная казнь.
"Складывается картина, что это делается специально, в угоду тем, кто вместе с демократией требуют суда над старым режимом. Больной старик, который говорит о своей невиновности, напоминает персонажа, которого беззастенчиво используют генералы, его бывшие подчиненные и коллеги. В начале года они попытались его спасти, как своего боевого товарища, который попал в беду, потом попросили его уйти, сместив под давлением народа и американцев. И вот теперь отправили его на каталке в суд, что похоже на заклание толпе", - пишет итальянская газета "Ля република".
В стране Пирамид говорят о некоей договоренности между временными властями и исламистами о том, что в случае прихода к власти последних подобные запреты не должны касаться "золотой жилы" - сферы египетского туризма с ее годовым наваром в 13 миллиардов долларов. Впрочем, мгновенный и стихийный порыв арабских революций последних месяцев приучил к тому, что на сегодняшнем Ближнем Востоке нельзя исключать любого развития событий. Ясно одно: Египет после мощнейшего политического землетрясения уже не будет таким, как прежде. "Ближний Восток приближается к большому региональному землетрясению, и никто не знает, чем дело кончится. Египет, Сирия, Ливия … главной проблемой остается смена режимов в этих странах, и это главное, что остается неизвестным", - заявил в интервью итальянской "Стампе" министр разведки Израиля Дан Меридор.
Один из западных корреспондентов и вовсе выдал мне абсурдный, на первый взгляд прогноз: "вкусив нектар" власти, исламисты могут действительно "принести туризм в жертву шариату". Дескать, на крайний случай в стране Пирамид есть не на полную работающие порты Суэца и не "вскрытые" газовые месторождения. Понятно, что при таком раскладе поток туристов в страну Пирамид сократится в разы. Достаточно сказать, что после революции 25 января число россиян, приезжающих на отдых в Египет по сравнению с прошлым годом сократилось примерно на 40 процентов.
К чести египетских властей, пока, находясь в состоянии политического вакуума, они первым делом пытаются сохранить туристический имидж курортов страны и обеспечить безопасность иностранцев. Это, конечно, в меньшей степени касается Каира, где на площади Тахрир под вывеской проведения реформ уже который месяц время от времени беснуется толпа людей. Мало кому из иностранцев захочется посещать тамошний легендарный музей фараонов, слыша гвалт неуправляемой толпы, в ряды которой затесались маргиналы и криминальные элементы, по весне выпущенные из тюрем.
В нынешней ситуации для местных властей оказалось делом чести не уронить репутацию Синая, где расположен всемирно известный курорт Шарм-Эль-Шейх, а также Хургады, Марсы Алам, Луксора. Несколько месяцев назад с целью не допустить проникновения террористов на полуостров были стянуты силовые подразделения и не менее тысячи стражей порядка. Кстати, здесь уже вспоминают о том, что Мубарак делал все, чтобы сохранить хорошие отношения с США и Израилем и не позволял радикальным исламистам проникать на Синайский полуостров. На полуострове возведены самые настоящие кордоны, так в Шарм-эль-Шейхе на всех ключевых дорожных перекрестках под тентами находятся машины с двумя-тремя силовиками. Любое подозрительное авто, неважно легковушка и грузовик подлежит тщательному осмотру. Далее цепь кордонов находится у самих отелей, сначала машине предстоит проехать виляя между барьеров: так исключается возможность тарана авто на здания. По периметру, включая берег, расставлены дополнительные ряды охранников, которые находятся в тени, но контролируют ситуацию. Надо заметить, глаз у египтян зоркий, память хорошая, по крайней мере, намерения людей они распознают на ура. На мероприятие по вручению ежегодных туристических премий, на котором присутствовал корреспондент "РГ", пытался пробраться "засланный казачок". Явно из числа неадекватных местных. Доселе неприметная охрана конференц-зала "коршунами" скрутила его за пару секунд, бесшумно выведя из зала. Так что ноги буяна не касались пола.
Уровень преступности в Египте, несмотря "открытие тюрем", остается по-прежнему низким на фоне других арабских стран. Да и отношение к туристам из России у персонала крайне вежливое. Здесь услышишь не дежурное, а искреннее "Доброе утро!", благо почти каждый второй хорошо говорит по-русски. Грань вежливости и навязчивости арабы из персонала гостиниц, особенно класса 4-5 звезд, получающих неплохие по местным меркам деньги, стараются не переходить, чего не скажешь о торговцах и обслуге в городе, особенно на старом рынке в Шарме. Меня, например, несколько раз фамильярно назвали "братаном", чуть реже "большим боссом", крайне навязчиво и едва ли не за руку предлагая купить товар. Одному таксисту, который пошел за мной по пятам и предлагал поехать на его авто, пришлось объяснить, что меня ждет большое персональное такси в виде автобуса. Другие соотечественники говорят о том, что слышали отборные маты на русском в спину от лавочников, у которых они не купили товар. Объяснение этому одно: резкий рост озлобленности у этой категории египтян на фоне экономических неурядиц, падения доходов и особенно ходящих среди местных легенд о том, какие роскошные чаевые россияне оставляют персоналу гостиниц.