Новости

20.09.2011 00:40
Рубрика: Экономика

Деньги идут не туда

Текст: Валерий Горегляд (заместитель председателя Счетной палаты)

Сегодня перед Россией стоит задача выработать и реализовать новую модель развития. Она предполагает опору не на расширение спроса за счет внешних источников, а на активизацию инвестиционного процесса, улучшение условий ведения бизнеса, модернизацию экономики.

В экспертном сообществе распространено мнение, что основной макроэкономической проблемой России являются высокие издержки производства при низком технологическом и институциональном уровне и качестве деловой среды. По сути, это наш естественный российский фон, предопределяющий крайне низкую конкурентоспособность всей экономики. Без серьезных инвестиций изменить тут что-то попросту невозможно. К тому же дело осложняет крайний недостаток "длинных денег" в экономике при искаженной структуре сбережений, в которой четко прослеживается дисбаланс между высоким уровнем сбережений экономической элиты и низким инвестиционным спросом российской экономики.

К сожалению, обновленный прогноз минэкономразвития ничего хорошего нам не сулит. Экономика страны в ближайшее время будет развиваться инерционно. При этом отмечается, что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года инвестиционная активность в экономике понизилась, продолжается стагнация в строительстве.

Минэкономразвития рассчитывает в первую очередь на нефтегазовый комплекс и инфраструктурные отрасли. При этом допускается вероятность снижения цен на нефть, замедления роста прибыли и сокращения капитальных вложений федерального бюджета. В качестве компенсации возможен рост у нефтяников и газовиков за счет программы естественных монополий. В значительной степени речь идет о развитии трубопроводного транспорта.

В итоге прогнозируется увеличение доли нефтегазового комплекса и инфраструктурных отраслей с 27,1% в 2009 году до 28,5% в 2011-м. Прирост инвестиций в целом по экономике в 2012 году составит всего 8,8%, и определяющий вклад в этот рост дадут все те же нефтегазовый комплекс и инфраструктурные отрасли - около 3,6%.

При этом правительство рассчитывает на заметное улучшение инвестиционного климата за счет реализации мер государственной политики по стимулированию роста эффективности бизнеса. Ожидается, что предприниматели увеличат долю собственных средств, идущих на инвестиции. В результате в стратегиях развития различных компаний приоритетным может стать техническое перевооружение.

Однако даже эти ожидания на фоне институциональных ограничений в сфере прав собственности и слабо развитого кредитного рынка выглядят излишне оптимистичными. Кредитный рынок в качестве основного источника инвестиций в России практически не работает. При этом финансовое состояние предприятий неустойчиво, прибыль покрывает незначительную часть инвестиционных ресурсов.

Если в большинстве развитых стран мира основным источником инвестиций для частного бизнеса являются заемные средства, а не собственные ресурсы предприятий, то у нас ситуация ровным счетом обратная. Компании используют в качестве инвестиций в основной капитал преимущественно собственные накопления, прибыль. Но их недостаточно для того, чтобы рассчитывать на серьезный инвестиционный всплеск. Пока каких-то заметных изменений здесь не происходит. Поэтому хозяйствующие субъекты делают ставку на государственные вложения. Кроме всего прочего, по секторам экономики эти инвестиции распределяются неравномерно: государство предпочитает поддерживать сырьевой сектор, который крайне монополизирован и ориентирован на внешний рынок. В результате в целом, с учетом бюджетных ограничений, на заметное усиление инвестиционной активности государства рассчитывать не приходится.

Согласно предварительным планам, расходы бюджета обеспечат рост инвестиций в основной капитал высокотехнологичного сектора, в транспортную и социальную инфраструктуру. Но, к сожалению, есть основания для более критического взгляда на эффективность бюджетных инвестиций. Это видно и по итогам проверок Счетной палаты. Например, за 7 месяцев 2011 года финансирование федеральных адресных инвестиционных программ за счет средств федерального бюджета составило 304,3 млрд рублей, или 44,6 % годовых бюджетных ассигнований. За истекший период осуществлен ввод 28 объектов из 2078 предусмотренных к сдаче в 2011 году, или 1,3%. Это говорит о том, что госинвестиции не окажут на рост экономики того влияния, которого от них ждут.

Возможности переломить ситуацию видятся в существенном улучшении делового климата и повышении инвестиционной привлекательности страны. Разработчики доклада "Стратегия-2020. Новая модель роста - новая социальная политика", который в ближайшее время будет представлен для рассмотрения правительством, справедливо утверждают, что ключевая проблема делового климата - стимулирование развития конкуренции.

Исходя из этого, к приоритетным институциональным реформам они относят прежде всего законодательную защиту конкуренции (что существенно отличается от антимонопольного регулирования), защиту инвестиций, режим пересечения границы и таможни, доступ к инфраструктуре, преодоление высоких барьеров входа на рынок.

В докладе также верно указано на то, что серьезной политической проблемой, которую необходимо решать в приоритетном порядке, является рентоориентированное поведение государственной бюрократии и связанного с ней бизнеса. К сожалению, способов решения этой проблемы экспертным сообществом пока не предложено. Возможно, их предложит новая политическая элита после декабрьских выборов.

Бюджетное финансирование приоритетных федеральных целевых программ в 2011 году

Экономика Макроэкономика