Грекам придется выбирать между драхмой и евро

Вчера Греция выплатила 769 миллионов евро по двум выпускам своих облигаций. Это могут оказаться последние долги, оплаченные страной перед дефолтом.

От неразрешимости проблем греческой экономики стонет вся Европа. Но тяжелее всех, пожалуй, приходится главе кабинета министров Эллады Георгиосу Папандреу. Действия, которые ему приходится предпринимать, не из разряда приятных: в стране чуть ли не ежедневно проходят демонстрации против мер правительства по сокращению бюджетного дефицита. Последняя такая акция состоялась в понедельник у стен парламента. Тысячи людей выразили свое негодование из-за введения чрезвычайного налога на недвижимость. А ведь именно он должен принести казне два миллиарда евро и спасти государство от неминуемого дефолта в октябре.

Но ладно бы давили только снизу - "тройка" в лице Международного валютного фонда, Европейского центрального банка и Европейского союза - обещает выделить новый транш в размере восьми миллиардов евро только при соблюдении некоторых условий. Среди них увольнение 20 тысяч госслужащих, сокращение или "замораживание" зарплат и пенсий, увеличение тарифов на топливо, закрытие убыточных государственных организаций, урезание расходов на здравоохранение и ускорение приватизации. Эти меры идут вразрез со ставкой греческого правительства на увеличение налоговых поступлений. Однако не согласиться на них греческое правительство, по сути, не может. Не будет транша - в середине октября, как признался замминистра финансов Филиппос Сахинидис, не то что долги, даже зарплату и пенсии платить будет уже не из чего.

Но самое неприятное для властей Эллады - демарш трех стран ЕС. Германия, Нидерланды и Австрия намерены провести собственный мониторинг выполнения Афинами обязательств по стабилизации госбюджета. Такой анализ покажет, что из-за уже принятых мер жесткой экономии греческая экономика пошла на спад, налоговые выплаты сократились, а государственный долг вот-вот перешагнет отметку в 350 миллиардов евро. Нет сомнений, что эти данные вызовут жесткую критику греческого руководства, а решение вопроса о выделении транша затянется на неопределенное время, которого у Греции уже практически нет.

В такой безвыходной ситуации Папандреу, кажется, нашел неожиданное политическое решение. По неподтвержденным слухам, премьер готов пойти ва-банк и внести в парламент законопроект о проведении референдума по отказу от евро и введению национальной валюты. Документ может поступить в парламент в ближайшие дни и вероятность того, что он будет одобрен, достаточно велика.

Папандреу надеется, что исход голосования даст ему новый мандат на сокращение расходов. Это произойдет, если греки проголосуют за то, чтобы остаться в еврозоне. В том, что они сделают именно такой выбор, мало кто сомневается: введение собственной валюты и сопутствующий дефолт по долговым обязательствам в евро лишит Грецию доступа к кредитам на долгие годы, обрушит местную банковскую систему и обнулит сбережения населения. Папандреу верит: осознав это, греки смирятся с неизбежностью урезания бюджета и перестанут бастовать.

С другой стороны, в переговорах с МВФ, ЕЦБ и ЕС у греческого премьера появится новый козырь - воля народа. Сославшись на нее, он, во-первых, сможет попросить о более щадящих условиях кредитования, а во-вторых, хотя бы на некоторое время положит конец слухам о тайных переговорах по выталкиванию Греции из еврозоны. Вот только не поздно ли Папандреу решился на столь сильный ход? И не подорвут ли траты на организацию и проведение всеобщего голосования загибающуюся экономику окончательно? На эти вопросы, видимо, ответит только время.

комментарий

Владимир Зуев, заведующий кафедрой международных экономических организаций и европейской интеграции Высшей школы экономики:

- В случае отказа от евро греки лучше жить не станут. Наоборот: они станут жить хуже. Разве что в краткосрочной перспективе они смогут избежать урезания пенсий и социальных выплат, но в итоге это все равно приведет к краху. Экономика Греции не выдержит, тем более если будет и дальше наращивать бюджетный дефицит. Драхма или другая валюта, которую они введут, обречена на девальвацию и ухудшение экономического положения.

Сейчас оно ухудшается постепенно и в терпимых размерах. Просто люди привыкли получать высокие пенсии и жить хорошо, а теперь приходится затянуть пояса. В случае перехода на собственную валюту предсказать, насколько упадет уровень жизни, очень тяжело. Но падение может получиться драматическим. Проведение референдума - это вряд ли реакция на бедственное экономическое положение, а скорее внутриполитический ход. Правительство хочет обеспечить поддержку населения непопулярным мерам. Не факт, что греки проголосуют за то, чтобы оставить евро. Но если проголосуют, то это будет легитимизация мер по сокращению бюджета. В таком случае они будут выглядеть обоснованными, а у греков останется мало оснований для протестов и демонстраций.