Европейский суд по правам человека укрепил позиции биологических отцов детей, рожденных вне брака.
В Страсбурге отцов, лишенных немецкими судами права общаться со своими внебрачными детьми, признали пострадавшими. Теперь им полагается компенсация морального ущерба.
Немецкое законодательство сурово и в вопросах отцовства стоит на стороне семьи. 53-летнего мужчину из города Фульда, который не отказывался от ребенка и хотел с ним общаться, суды всех инстанций оставляли ни с чем. Дело в том, что замужняя женщина, с которой он встречался в течение нескольких месяцев, забеременев, вернулась в семью. Она объявила, что не знает, от кого ее ребенок - от законного мужа или от друга. Истец никогда не видел этого ребенка, но признал свое отцовство еще до его рождения. Сейчас мальчику семь лет. Все эти годы мужчина добивается проведения теста на отцовство, но и мать, и ее законный муж отказываются от проведения теста, а немецкий суд встал на их сторону.
Это объясняется тем, что в Германии закон защищает прежде всего семью, даже если ребенок рожден от другого родителя. Адвокат истца Георг Риксе, которого цитирует немецкий телеканал ZDF, утверждает, что в Германии биологический отец считается "стесняющим фактором" и фактически не имеет возможности добиться в суде права общаться со своим ребенком. "Это социально чувствительная тема, - говорит Риксе, - кто знает, сколько детей на самом деле рождены не от официальных отцов. Статистики по этому вопросу не существует".
Со своей жалобой истец дошел до конституционного суда в Карлсруэ, но и там ее не приняли всерьез. Однако в Страсбурге к этому делу отнеслись внимательнее. Судья обратил внимание на то, что во время беременности своей подруги истец ходил вместе с ней к врачу, признавал ребенка своим и собирался построить с ним семейные отношения. Вердикт немецких судебных инстанций он счел нарушением права на уважение к частной жизни, которое закреплено Европейской конвенцией прав человека. Германию обязали выплатить пострадавшему компенсацию морального вреда в сумме 5 тысяч евро. Таким образом был создан правовой прецедент, которым, возможно, захотят воспользоваться многие мужчины в Германии. Однако в данной ситуации не все так просто. В соответствии с действующим немецким законодательством мужчина имеет право на судебное подтверждение отцовства, если он также готов взять на себя юридическую ответственность за ребенка. Но в данном случае, по данным телеканала ZDF, биологический отец не имеет таких намерений. Он хочет добиться ясности и в случае, если ребенок его, увидеть мальчика и установить с ним контакт.
Кстати, в других европейских странах законодательство гораздо лояльнее по отношению к биологическим отцам. Во Франции, Португалии, Великобритании и Швеции, например, они имеют возможность общаться со своими детьми.