Процесс создания саморегулирования в сфере управления жилищным фондом будет вводиться постепенно. По словам и.о. директора департамента ЖКХ министерства регионального развития РФ Владимира Мешкова, это связано с тем, что пока деятельность саморегулируемых организаций не приносит ожидаемых результатов.
"Процесс создания саморегулируемых организаций в сфере жилищно-коммунального комплекса отвечает общей тенденции повышения самостоятельности и автономности организаций, осуществляющих предпринимательскую и иную профессиональную деятельность. Однако, как показала практика, не всегда саморегулирование дает ожидаемые результаты, поэтому принято решение о постепенном введении саморегулирования в сфере управления жилищным фондом".
Эксперты полагают, что необходим переходный период с разработкой систем действенного регулирования деятельности таких организаций.
"У нас есть обязательные СРО, и, к сожалению, не всегда качество соответствует нашим представлениям о том, как бы это должно быть, поэтому в коммунальном хозяйстве мы решили ввести переходный период", - сетует Владимир Мешков.
В министерстве считают, что все эти меры помогут создать прозрачную и ответственную перед собственником жилья систему управления жилищным фондом.
Пока, по словам председателя комитета по предпринимательству в жилищном и коммунальном хозяйстве ТПП РФ Андрея Широкова, между жилищной и коммунальной системой антагонистические отношения.
"Коммунальная система пытается продать как можно больше ресурсов и сделать так, чтобы этот ресурс был самого низкого качества, - считает Андрей Широков. - Жилищная система должна себя защищать с помощью договоров".
Помимо проблем в сфере саморегулирования особую озабоченность у экспертов вызывает состояние коммунальной инфраструктуры, ведущее к росту затрат на ремонты и высокому уровню потерь энергоресурсов.
Для того чтобы в дальнейшем прекратить деградацию коммунального хозяйства и повысить эффективность использования энергии в ЖКХ, государством уже предприняты некоторые шаги.
Уже разработана комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ. В рамках программы предлагается использовать кредитно-финансовые механизмы развития коммунальной инфраструктуры, в том числе на базе институтов ГЧП. В частности, вынесение решения о предоставлении субсидий из федерального бюджета будет увязано с наличием плана институциональных преобразований, направленных на повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов, в том числе с использованием долгосрочных тарифов, конституционных соглашений и других механизмов ГЧП.
Планируется, что финансовая поддержка будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и в рамках региональных программ, а не единичных мероприятий. Поддержка региональных программ будет осуществляться путем предоставления средств из федерального бюджета, субсидирования процентной ставки по кредитам и предоставления грантов.
Также подготовлен комплекс мер по привлечению в отрасль частных инвестиций, включающих мероприятия по переходу к долгосрочному тарифному регулированию, приватизацию и передачу в концессию государственных и муниципальных предприятий коммунальной сферы, предоставление долгосрочных бюджетных гарантий.
Реализация этих документов должна привлечь значительные средства в отрасль. Но не менее значимы и федеральные средства. В этом году только на софинансирование мероприятий по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий, а также проездов к ним будет выделено 22,7 млрд рублей.
Новации коснулись и должностных лиц жилищных кооперативов. По словам ведущего советника аппарата Комитета Госдумы по законодательству Надежды Фоминой, внесенными изменениями в Жилищный кодекс ужесточены требования к должностным лицам жилищных кооперативов.
"Это позволит обеспечить имущественную защиту членов жилищного кооператива, в том числе со стороны должностных лиц, - отметила Надежда Фомина. - Также сделан акцент на запрет занимать подобные должности лицам, имевшим судимость за умышленное преступление".
Введение реестров позволит собственникам жилья получать информацию для принятия решений, связанную с управлением многоквартирным домом. Реестр должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и держать связь с ними. Также в нем должны быть сведения о размерах принадлежащей членам товарищества собственности и имущества в многоквартирном доме.
Существенным продвижением в регулировании вопросов управления строящимися домами, по мнению экспертов, стала отмена этапа создания товарищества собственников жилья в строящихся многоквартирных домах. По мнению Надежды Фоминой, создание товарищества в строящемся доме приводит к нарушению прав будущих собственников, которым навязывают способ управления в многоквартирном доме без учета их мнения. Теперь на органы местного самоуправления возлагается ответственность по подбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в течение 10 рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию такого дома.
Предполагается, если собственники многоквартирного дома не смогут выбрать способ управления домом, им будет управлять компания, выигравшая открытый конкурс. Такие конкурсы будут организованы органами местного самоуправления.
"Практика показала, что нельзя допускать установления особых условий для собственников - не членов товарищества собственников жилья, - подчеркнула Надежда Фомина. - В связи с этим было решено ввести новую статью: устанавливаются равные права для управления многоквартирным домом между членами и не членами товарищества и собственниками жилья".
В целях предотвращения возникновения коррупционных схем в системе управления многоквартирным домом вводятся дополнительные требования для членов правления при заключении договоров управления и совмещения деятельности товарищества собственников жилья. Теперь членом правления собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которым товарищество заключило договор, а также члены комиссии товарищества.