Выставка-продажа сувениров и изделий белгородских ремесленников показала, что уже в ближайшие годы областные власти планируют поставить декоративно-прикладное искусство на рыночные рельсы.
Эксклюзив против штамповки
- Вы только посмотрите на наши мягкие игрушки! - зазывает посетителей городского парка культуры и отдыха организатор проекта "Арт-базар" Елена Демина. - Таких больше нигде нет.
Пятилетний малыш обращает внимание на улыбающуюся куклу в нарядном сарафане с традиционными белгородскими узорами.
- Мама, купи!
- Сколько стоит? - интересуется родительница и, получив ответ, торопливо ведет сына в сторону парковых аттракционов. - За триста рублей я тебе лучше в магазине пушистого зайчика куплю!
- Дети к нашим изделиям тянутся, - комментирует заведующая отделом Дома народных ремесел городского центра народного творчества Ирина Рудченко. - Видимо, генетическая память все-таки существует. Расписные свистульки белгородских мастеров по 50 рублей пользуются у малышей огромной популярностью. А вот у родителей "культурный пласт" чаще всего потерян.
По словам Ирины Рудченко, Дом народных ремесел не ставит своей основной целью привлечение прибыли. Речь скорее идет о сохранении традиций и культурно-просветительской работе с подрастающим поколением. И в этом - главное отличие подходов, которые демонстрируют областное управление культуры и департамент экономического развития региона.
Даешь пятилетку
Почти два года назад областные власти приняли пятилетнюю региональную программу, направленную на развитие народных художественных ремесел и поддержку производства сувенирной продукции. Заявленная задача - не просто сохранить промыслы, а увеличить количество бизнес-субъектов, работающих на ниве производства эксклюзивных изделий из дерева и бересты, войлока и керамики, соломки и других подручных средств. Именно поэтому основным реализатором программы выступило не управление культуры, а департамент экономразвития.
На реализацию программы региональные власти выделили относительно небольшую сумму - 1,6 миллиона рублей на пять лет. Чиновники рассчитывают, что к 2014 году количество мастеров народных художественных промыслов, занимающихся предпринимательской деятельностью, вырастет с 37 до 65 человек. В свою очередь, власти берут на себя обязательство увеличить количество сувенирных лавок при учреждениях культуры с пяти до тридцати.
Разработчики программы рассчитывают, что спрос на местную сувенирную продукцию будет подстегнут растущим интересом к сельскому туризму на территории региона. Гости Белгородчины наверняка захотят увезти на память что-нибудь более эксклюзивное, чем акриловый магнит с фотоизображением местного драмтеатра, полагают они.
- Во время недавней поездки в Москву я обратил внимание на огромное количество туляков, продававших вдоль трассы свою продукцию, - делится впечатлениями белгородский студент Игорь Бубеев, на досуге занимающийся плетением корзин. - И здесь все понятно: тульский пряник и тульский самовар - бренды, не нуждающиеся в представлении. Но и в нашем регионе до революции славились своим качеством ковры из ивнянских сел, кожаные изделия из Томаровки и продукция гончаров из Борисовской слободы. Сейчас, когда возвращается мода на старину, возрождение таких традиций может стать прибыльным.
В поисках рынка
В прошлые годы некоторые народные умельцы, обладающие деловой хваткой, добились субсидий в рамках региональной программы по стабилизации ситуации на рынке труда - по 60 тысяч рублей. А те, кто написал реалистичные бизнес-планы, получили из областного бюджета гранты на сумму 300 тысяч.
Большинство ремесленников, впрочем, настроены не слишком оптимистично. В тех же домах ремесел при домах культуры производят не сувениры, а выставочные образцы, констатируют они. Чтобы поставить дело на поток, нужны помещения, оборудование, материалы и, что главное, рынки сбыта.
- Деревянный макет храма, на который у меня уходит не один день, стоит около семи тысяч рублей, - рассказывает ремесленник Сергей Сальтевский. - Иногда такое изделие берут, скажем, на подарок начальнику в офис. Но спрос в Белгородской области настолько мал, что ремесло не является для меня основным источником дохода. Рынок сбыта есть в Москве, но самостоятельно выйти на него невозможно, а на цены, которые предлагают перекупщики, согласиться не могу, иначе придется работать себе в убыток.
О низкой рентабельности народного творчества говорит и Елена Демина.
- Спрос на нашу продукцию постепенно растет, потому что людям уже не интересен китайский сувенирный ширпотреб, - отмечает она. - Но почти все деньги от продажи вышитых рушников, мягких игрушек и прочих изделий мои коллеги тратят на покупку материалов. Поднять цены мы не можем: спрос еще не настолько платежеспособен. А ведь на изготовление рушника мастер тратит до десяти дней. Расписная икона и вовсе требует месяца работы.
Попытки сотрудничества с бизнес-структурами, предпринятые участниками "Арт-базара", успехом не увенчались. Как правило, в сувенирных киосках при белгородских гостиницах устанавливают стопроцентную наценку на товары местного производства. Простой пример: в коммерческом ларьке самый ходовой товар - пластиковый китайский магнит с фотографией белгородских достопримечательностей - стоит 100 рублей, а деревянный магнит, расписанный белгородским художником, обойдется вдвое дороже. При этом на выставках, где наценки нет, цена на эксклюзивные и штампованные магниты будет одинаковой.
Дабы снизить издержки народных умельцев и повысить конкурентоспособность их продукции, областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства недавно открыл торгово-выставочный центр. Ремесленники получили в безвозмездное пользование площадку для продажи своей продукции, которую также можно использовать в качестве склада. По словам исполнительного директора фонда Татьяны Шаровой, основная задача на ближайшее время - организовать торговлю сувенирами в местах большого скопления людей.