В результате недавно проведенной реорганизации сфера междугородных и межрайонных перевозок в Марий Эл оказалась частично парализованной.
На минувшей неделе шлагбаумом был перекрыт въезд на привокзальную площадь Йошкар-Олы, которая служит посадочной площадкой для частных автобусов. В результате водителям приходится искать место для парковки, а сотням пассажиров - нужный им автобус.
Как уже писала "РГ" в "Экономике Поволжья" от 6 сентября 2011 года, этому предшествовал конфликт между новым собственником вокзала - ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" - и владельцами автобусов. Руководство ООО пригрозило не пускать на площадку частных предпринимателей, если те не примут ряд условий. Во-первых, предлагалось продавать билеты через кассы вокзала, а не в салонах автобусов, а во-вторых, отчислять ООО за пользование привокзальной территории около 20 процентов от выручки.
Перевозчики заявили, что предлагаемые условия выгодны лишь одной стороне. По их словам, 20-процентный сбор сравним с непомерным бременем, которое приведет к значительному повышению цен на межрайонных маршрутах или к банкротству предпринимателей. Тогда под угрозу попадает вся сеть пассажирских перевозок, так как 70 процентов пассажиропотока в Марий Эл приходится на долю частников.
Представитель Объединения Дмитрий Денисов отметил, что новый собственник, купивший вместе с йошкар-олинским еще 28 автовокзалов и автостанций по всей республике, намерен навести там порядок. Привокзальную площадь в Йошкар-Оле он назвал "дикой площадкой", которая работает вразрез со всеми нормами и правилами.
Этой точки зрения придерживаются также в правительстве Марий Эл. Глава министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Вячеслав Пашин сообщил, что продажа вокзалов и автостанций, а также передача в аренду йошкар-олинской привокзальной площади проходила с ведома исполнительной власти.
- Эти действия продиктованы требованиями федерального законодательства, - пояснил министр. - Установка сейчас такая: пассажиры должны отправляться с автовокзала, в котором не только продают билеты, а также проводят освидетельствование водителей, проверку автотранспорта, создана и работает система безопасности. Так, согласно новым правилам, при входах в автовокзал должны быть установлены металлоискатели, а сам объект по всему периметру обнесен ограждением. С этой точки зрения привокзальная площадь в марийской столице не может использоваться в качестве отправной площадки.
То есть перевозчики, которые заявляют, что их лишают бизнеса, могут продолжить работу, переселившись с привокзальной площади на стоянку автовокзала. Мы же неустанно твердим, что это не так. Договор с вокзалом, напротив, облегчит их труд. Им не нужно будет нанимать на работу собственных диспетчеров, кассиров, техников и так далее.
В правительстве отмечают, что вокзалы пойдут по тому же пути, что и рынки. Как известно, в результате преобразований торговля с лотков под открытым небом постепенно уходит в прошлое. Большинство объектов пассажирской инфраструктуры тоже подлежат реконструкции.
Перевозчики в свою очередь недоумевают, почему им не отдали в аренду и не позволили участвовать в реконструкции привокзальной площади. Ведь большинство из них готово выступить в качестве инвестора.