В европейском смокинге с бабочкой президент Турции Абдуллах Гюль готовился выйти в самую большую аудиторию Берлинского университета имени Гумбольдта - как вдруг прозвучал сигнал тревоги.
Всех посетителей вывели из зала. Полиция в бронежилетах оцепила территорию кампуса и часть улицы Унтер-ден-Линден. Позднее собравшимся объяснили, что за 15 минут до выступления в полицию позвонил говорящий с акцентом человек и предупредил о готовящемся в университете теракте.
Тревога оказалась ложной. Тем не менее сотрудники службы безопасности берлинской полиции порекомендовали Гюлю отказаться от произнесения речи. Однако турецкий президент настоял на выступлении. В противном случае он грозился тотчас вернуться в Турцию. Президент заявил, что он не позволит террористам запугать себя. Как стало известно позднее, угроза поступила от сторонников лидера запрещенной Рабочей партии Курдистана Абдуллы Оджалана, который находится в турецкой тюрьме. Их митинг проходил перед зданием университета параллельно с демонстрацией, приветствовавшей турецкого президента.
"Речь о Европе", которую пару часов позже президент Абдуллах Гюль все же произнес в другом зале университета перед оставшейся парой десятков слушателей, была наполнена особым значением. Именно в ней, в начале своего ответного визита в ФРГ, Гюль произнес ключевые слова о желании Турции вступить в Евросоюз. Президент Турции подчеркнул, что его страна желает стать частью ЕС, которая "надлежащим образом возьмет на себя глобальную ответственность". По его словам, нельзя упускать шанс использовать Турцию в качестве "стратегического мультипликатора".
Тем самым Абдуллах Гюль намекнул о важной роли своей страны, располагающейся на границе арабского и христианского миров, в посредничестве между ними. Президент Турции решительно отверг предложение "привилегированного партнерства", с которым его страна вот уже на протяжении десятка лет держится на вежливом расстоянии от Евросоюза. Гюль, кроме того, напомнил о растущем экономическом влиянии своей страны.
Однако канцлер Германии Ангела Меркель в тот же вечер на региональной конференции Христианско-демократического союза поспешила остудить надежды турецкого гостя. Она однозначно исключила вступление Турции в ЕС, предложив строить политические отношения "другими путями" и с помощью "иных средств".
Визит турецкого президента проходит в канун 50-летнего юбилея договора о приеме гастарбайтеров. Турецкая община в Германии самая многочисленная и насчитывает около пяти миллионов человек. Возмущение турецкой стороны вызывает принятый в 2007 году закон, обязывающий членов семей мигрантов сдавать экзамен на знание немецкого языка. Во время своего визита президент Турции назвал этот закон "оскорбляющим". Кроме того, он подверг критике несправедливость визового режима: в то время как немецкие граждане могут посещать Турцию без визы, турецкие подвергаются унизительным визовым процедурам.
Госсекретарь по интеграции Мариа Бемер отвела упреки турецкого президента. По ее словам, курсы языка в стране происхождения идут на пользу самим иммигрантам. В ФРГ до сих пор приезжают не квалифицированные турки, которые могли пригодиться в нынешней тревожной демографической ситуации, а простые, порой безграмотные, крестьяне из горных селений. Нынешнее правительство Германии приняло закон о курсах интеграции и образовании имамов в немецких вузах.