Россия переходит на новую ступень валютного курса, и к 27-28 рублям за доллар до конца года вернется вряд ли. Экономика будет восстанавливаться медленно, рост зарплат и пенсий затормозится. Одной из главных проблем станет социальное неравенство.
Такие выводы сделали эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), представив среднесрочный прогноз экономического развития страны.
Они убеждены, что падение рубля к доллару, происходящее с конца лета, не будет отыграно даже при высоких ценах на нефть. Впрочем, ослабление рубля до 32 - 36 рублей за доллар, которое допускают публичные должностные лица в своих открытых высказываниях, полагает гендиректор центра Елена Абрамова, позитивно скажется на российских экспортерах. Причем несырьевого сектора, они смогут продавать свою продукцию на мировом рынке в более лояльных условиях. Более слабый рубль поможет и работе на внутреннем рынке.
Более устойчивым станет и платежный баланс. По словам Абрамовой, политика мягкого ослабления рубля, на которую нацелены финансовые власти, самый позитивный вариант развития событий. "Держать рубль, чтобы потом его уронить на 15-20 процентов - не лучшая из альтернатив", - говорит она.
Кроме того, новая курсовая политика по ослаблению рубля, считает она, хороший инструмент, который поможет ограничить импорт. По словам специалиста центра Дмитрия Белоусова, после кризиса он растет бешеными темпами. Причем во многих отраслях быстрее конечного спроса. И единственным сдерживающим регулятором здесь может выступить только обменный курс.
Причем, что особенно беспокоит экспертов, велики не столько темпы роста импорта продуктов питания, сколько промышленных машин и оборудования. Предпочтения отдаются китайскому импорту в оборонном, нефтегазовом секторе. На вопрос "РГ", как в условиях мягкой девальвации национальной валюты жить населению, Дмитрий Белоусов предупредил: "На рубли".
Он подчеркнул, что сегодня многие коммерческие структуры даже через социальные службы, агрессивно навязывают, особенно малообеспеченным категориям населения, неразумное финансовое поведение, предлагая играть на бирже. Но малообеспеченному населению в условиях отсутствия объективных условий для роста финансовых рынков и нестабильности внешних рынков, вкладывать свои небольшие деньги в биржевые инструменты не стоит. "Есть опасность проиграть. Слишком велики риски последних дней!", - предупредил Белоусов. И добавил, что пока лучшего способа сбережения денег, чем доверить их стабильному банку, нет.
Основные опасности для развития страны, по мнению экспертов, в том, что в реальном секторе сегодня идет медленный вязкий подъем, который не имеет восстановительной силы. Поэтому вопрос дня - насколько быстро он будет выходить за пределы восстановительного. Рост экономики в 4-4, 5 процента в 2012 году не принесет драйва.
Соответственно, медленнее будет раскручиваться потребление, рост зарплат. По мнению Дмитрия Белоусова, отечественная экономика находится в интересном положении.
С одной стороны, не до конца преодолен спад. Но, к примеру, ситуация на рынке труда перегрета. Но опять же в одних регионах ситуация с занятостью в целом благостная и наблюдается даже дефицит рабочей силы. А в других регионах - сильнейшая безработица.
Эксперты не ожидают, что темпы роста заработной платы превысят 4 -4,5 процента. При том что до кризиса они росли на 12-17 процентов. Пенсии в этих условиях правительство тоже повышать быстро не сможет. И их реальный рост составит в среднем 1-3 процента. Проблема в том, что ситуация социального неравенства стабилизируется, и хроническая бедность приведет к социальной деградации, предупредил Белоуслов.
Фактором риска для бедных будет риск инфляции, обращают внимание эксперты. И отмечают, что цены в России для бедных растут гораздо быстрее, чем для обеспеченного населения. Если среднегодовой рост пенсий в краткосрочной перспективе не превысит 3 процента, то уровень устойчивости социальной политики в стране будет гораздо меньше.
Что касается второй волны кризиса, то, как считают в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, мир из него с 2007 года еще просто не выходил: кризис продолжается с пиками и затуханиями.
Если в дальнейшем не будут "раскупорены" более глубокие проблемы, то, скорее всего, российскую экономику ждет "вязкий период длительной турбулентности и стагнации", полагает Абрамова. А при очень низкой экономической динамике проблемы бедного населения будет решать еще труднее.