21.09.2011 23:50
    Поделиться

    По случаю своего 130-летия Федеральная служба охраны приоткрыла некоторые тайны

    По случаю своего 130-летия Федеральная служба охраны ненадолго приоткрыла некоторые свои секреты

    В минувшие выходные посетители Кремля, пришедшие полюбоваться на развод пеших и конных караулов Президентского полка, даже и не подозревали, что они - гости на дне рождения таинственной Федеральной службы охраны.

    Развод караулов стал единственной общедоступной частью программы праздника. На юбилейную фотовыставку "130 лет ФСО" в кремлевский Арсенал, и в самый закрытый музей страны под названием "Зал славы и истории ФСО России" пригласили, в основном, ветеранов службы и историков.

    Награда: поцелуй императора

    По оценке статс-секретаря - заместителя директора ФСО России Виктора Тарасова, "такой уникальной и эксклюзивной выставки, посвященной теме госохраны, в Кремле никогда не было".

    В самой дате "130 лет ФСО" заключена интрига. Получается, что первый набор в спецслужбу проходил во времена правления Александра III. И это правда. Весной 1881 года в Петербурге боевики партии "Народная воля" смертельно ранили Александра II. Он скончался в покоях Зимнего дворца через час после покушения. Император, который отменил крепостное право, ввел всеобщую воинскую повинность, ограничил цензуру, провел судебную и образовательную реформы и существенно расширил границы империи, был убит боевиками-смертниками, которые полагали, что исполняют волю народа.

    - После этой трагедии были сделаны надлежащие выводы, - рассказывает представитель ФСО Сергей Девятов.

    Осенью 1881 года была создана службы охраны, в которой все сотрудники - от тайного агента до личного повара императора - подчинялись одному человеку. 16 сентября "Главным начальником охраны" назначен генерал-майор Петр Черевин. С этого дня и пишется биография ФСО.

    Доктор исторических наук Сергей Девятов - один из авторов первой энциклопедии ФСО "Истории органов государственной охраны и специальной связи России". Первый том представили на юбилее. Книга стала раритетом и бестселлером одновременно: тираж - всего 1800 экземпляров, 470 страниц редких фотографий и документов из закрытых архивов.

    Согласно документам, Александр III лично одобрял штаты своей охраны. Император согласился с предложениями Черевина, выразив сомнение лишь в одном. На проекте "первого имперского ФСО" он начертал: "Разумно, но где найти способных на эту службу людей?".

    По данным историка Игоря Зимина, способных тем не менее нашли. Хотя кадровый голод был налицо: в секретном отделении планировалось иметь 70 оперативников, но наняли только 28. Из них 10 вели скрытое наблюдение за публикой, которая приближалась к царю. Месячное жалованье такого агента доходило до 300 рублей. Для сравнения: столько же зарабатывал в те годы ординарный профессор имперского университета. Заметим, что ординарный профессор соответствовал чину статского советника (т.е. вице-губернатору и бригадному генералу).

    Охрану ценили, премировали. В архивах сохранились записи: агент такой-то получил от императора портсигар, набор серебряных ложек. Большинство телохранителей император знал в лицо, на Пасху с ними христосовался.

    Командный состав секретной части награждали еще щедрее: золотыми табакерками с бриллиантами. А вот пример имперской социальной политики: заместитель генерала Черевина страдает ревматизмом, ему предоставляют отпуск продолжительностью 1,5 месяца с выездом за границу, и лечение, и проезд на европейский курорт оплачиваются за казенный счет.

    Льготы и денежное довольствие у нынешних телохранителей, разумеется, засекречены. Финансовые ведомости и бонусы современных оперативников узнаем, наверное, только в следующем веке.

    Ильич с пистолетом

    Впрочем, по случаю праздника ФСО приоткрыла некоторые свои секреты. Нам показали реликвии спецслужб: пулемет "Максим" и спецсредства "Альфы", документы, вещи погибших при исполнении сотрудников. Здесь же хранятся средства связи первых лиц эпохи, подарки иностранных спецслужб.

    ФСО располагает даже небольшим ядерным арсеналом. Достался он в наследство от древних охранников Кремля: в музее горкой лежат четыре здоровенных каменных ядра. Для пушек такие не очень подходили, поэтому ими не стреляли, а просто сбрасывали со стен на врага. Для того чтобы поднять ядро, требовалось два дюжих "ядерщика".

    Музей сразу после торжеств вновь вернется в обычный режим: то есть наглухо закроет двери для посторонних. Потому воспользуемся редкой возможностью, и покажем и расскажем читателям "РГ" о некоторых экспонатах.

    Нельзя пройти мимо электронной телефонной книги Е-2 Magicall. В устройство заносили до 500 абонентских номеров: выбираешь из списка подходящий, нажимаешь кнопку, происходит автоматический дозвон. Для начала 1980-х это было небольшое техническое чудо. Первой и, вполне вероятно, единственной в СССР электронной записной книжкой пользовался Юрий Андропов.

    А вот часы - дублеры курантов на Спасской башне. Их механизм был устроен таким образом, чтобы, не выходя на Красную площадь, можно было контролировать работоспособность и точность показаний курантов.

    "Браунинг" образца 1900 года, известный в оружейных кругах под красноречивым названием N 1. Пистолет эпохальный, из такого в 1911 году террорист Дмитрий Богров застрелил премьера-реформатора Петра Столыпина. Такой же "Браунинг" был у Маяковского, и по официальной версии из него он и застрелился (хотя из тела поэта извлекли пулю, выпущенную из маузера, но это уже другая история). Наконец, "Браунинг N 1" с собой в кармане носил Ленин. В 1919 году банда Якова Кошелькова остановила автомобиль Ильича в Сокольниках, у вождя отняли и бумажник, и пистолет. Банду ликвидировали, "Браунинг" Ленину вернули. И именно из "Браунинга" этой модели эсерка Фанни Каплан в 1918 году стреляла в Ленина.

    Как сложилась судьба пистолета из личного арсенала Ильича - тайна. В зале Славы ФСО лежит "Браунинг", на правой щечке которого надпись: "За личную охрану В.И. Ленина". Раритет, ставший бы изюминкой любого музея оружия.

    Дотянуться до звезды

    Ценность ряда экспонатов выходит из рамок внутренних раритетов спецслужб, скорее это реликвии государственного масштаба.

    Здесь можно дотронуться до звезды, причем буквально. Рубиновые звезды кремлевских башен знакомы каждому. Но что у них внутри? Оказывается лампы, внешне очень напоминающие обычные бытовые, причем не современные энергосберегающие, а классические старые. Только размером с арбуз. Они двух видов - мощностью 3,7 и 5 киловатт, с независимыми друг от друга двумя вольфрамовыми нитями. Внутри есть металлический порошок. Дело в том, что вольфрам со временем оседает на колбе, образуя на стенках черный нагар. Этим порошком кремлевский техник "отпесочивал" внутреннюю поверхность колбы: просто и оригинально.

    Лампы 3,7 киловатта установлены в звездах на Водовзводной и Никольской башнях. Более мощные - в Спасской, Троицкой и Боровицкой.

    Или вот телефонный аппарат Е-63 для спецсвязи. Именно благодаря этому устройству Хрущев и Кеннеди сумели "разрулить" Карибский кризис. Термин "лидеры СССР и США договорились" неточен: генсек с президентом не разговаривали в буквальном смысле слова, а обменивались короткими печатными сообщениями.

    Их можно назвать "эсэмэсками", которые предотвратили третью мировую.

    Поделиться