Интрига сохранялась до выхода альбома: "Ария" держала в тайне фамилию нового вокалиста и подробности "Феникса". О новшествах музыканты предпочли рассказать в рамках онлайн-конференции в редакции "РГ". В "живом" формате ее посетили 12 186 человек из России и еще трех стран.
Вопросы от читателей начали поступать еще накануне, причем иные оказались даже на иностранных языках. В назначенный час в редакцию "РГ" прибыли композитор и басист группы Виталий Дубинин и новый солист, которого хотела видеть аудитория, - Михаил Житняков, до сих пор работающий инженером в нефтяной компании. А до нынешнего момента почти семь лет певший в подмосковной группе "Гран-Куражъ".
Российская Газета: "Ария" - уникальная группа: за 26 лет солисты менялись лишь дважды. Причем Артура Беркута, пришедшего на смену Валерию Кипелову, фанаты больше года отказывались признавать и принимать. Похоже, диск "Феникс" вы намеренно записывали быстро, чтобы новый солист поскорее зарекомендовал себя в "Арии"?
Виталий Дубинин: Нет. Альбом был записан не для этого. А потому что у нас накопился материал и мы решили сделать альбом. Хотели записать его со старым вокалистом, но потом поняли, что лучше этого не делать. Только после этого приняли решение позвонить Михаилу.
Маргарита, Улан-Удэ: Чьим было решение о расставании с Беркутом: он сам ушел или его "ушли"?! Будете ли приглашать Артура на совместные концерты, например юбилейные?!
Дубинин: Мне кажется, отношения у нас остались дружескими, а решение это принимали на общем собрании. Все были "за", кроме Беркута. Он - замечательный вокалист, но мы решили, что нам надо несколько другое. Хотя мы по-прежнему открыты для общения и совместных концертов. Есть же поговорка: "Никогда не говори никогда".
РГ: Наверняка не просто переходить в звездную группу, где отношения давно сложились. Как проходил "школу молодого бойца" в "Арии" новый солист Михаил Житняков?
Михаил Житняков: Мне повезло, "дедовщины" не было. Но решение я принял не сразу, меня шокировало предложение "Арии". Она всегда была моей любимой группой. А вначале было прослушивание: я спел несколько песен с альбома "Кровь за кровь". Только после этого мне предложили поучаствовать в группе.
Дубинин: Мы выбрали песни с этого альбома, потому что только с него у нас были "минусовки" (инструментальные записи без наложенного вокала. - Прим. А.А.). А самим играть нам было лень (улыбается).
Дмитрий, Лыткарино, Московская область: Новому вокалисту придется исполнять песни, которые пели Кипелов и Беркут, а голоса у них весьма не похожие. Житнякову будет трудно адаптировать старые песни под себя?
Житняков: На сегодняшний день концертная программа готова и репетируется. Каких-то технических сложностей нет - все реально, все поется. Хотя многие утверждают, что тембрально я похож на Валерия Кипелова, но это будет мой тембр и мой голос. Да я и не ставлю задачи быть на кого-то похожим.
Дубинин: Мы не пишем "вот эту песню для Артура, а вот эта песня неплохо бы подошла Валерке, а теперь Мише надо вообще другую песню". Это заблуждение большое! Песни пишутся так, как они пишутся. Вот и "Феникс" был написан еще во времена Беркута, но Миша пришел и спел его, я считаю, замечательно. Поэтому говорить, насколько ему будет трудно исполнять песни, которые пелись предыдущими вокалистами, бессмысленно. Главное, как Миша сказал, петь так, как ему хочется.
Житняков: На сегодняшний момент я открыт для обучения, поскольку не имею никакого музыкального образования. Все приходилось постигать методом проб и ошибок. И благодаря советам людей, встречавшихся на творческом пути. Виталий, помимо того что талантливый композитор, музыкант, еще и один из лучших вокальных продюсеров. Конечно, на меня давили авторитет "Арии" и "планка", поставленная предыдущими вокалистами. Но было проще, поскольку он доходчивым языком смог объяснить, как какие песни нужно исполнить. И наше видение во многом и совпадало. Чтобы кто-то ругался, кого-то принуждал, кулаком по столу бил - такого не было. Да я и вообще такой вариант никогда бы не рассматривал.
РГ: От каких любимых пристрастий вам пришлось отказаться ради прихода в "Арию"?
Житняков: Ни от каких: я не обладаю вредными привычками. В силу того что постоянно на машине - я не выпиваю. Ну а курить я никогда не курил.
Андрей, краснодеревщик, Киев: Добрий день! Чи плану те випускати клЄпи з нового альбома?
Дубинин: Стиль нашей музыки не очень располагает к этому виду деятельности - клипмейкерству. Для нас главное - концертная работа. И клипы нам больше нравятся концертные. И где их показывать? Ну, снимем, выложим в Интернет. Наши поклонники прекрасно сами снимают выступления и также ролики выкладывают в Интернете. Тем не менее мы все-таки планируем сделать клип. На какую песню - еще не решили.
РГ: Как родственники относятся к вашей работе? Никогда не говорили: "Бросай музыку, займись зарабатыванием денег"?
Видео: Сергей Минабутдинов |
Дубинин: Мне мама до сих пор говорит: "Когда ты бросишь эту музыку, иди уже инженером работать, хватит трясти башкой!" Я это слышу начиная с 16 лет. Сначала я учился в институте, она говорила: "Ладно, в институте поиграй, потом пойдешь работать". Я отработал два года, работу бросил и ушел играть. Потом она говорила: "Тебе уже 30 лет - хватит!" Потом - 40 лет... Потом вроде смирилась. Сейчас опять говорит: "Ну сколько ты еще будешь?" Да постоянно!
Житняков: А мне по сей день приходится работать инженером. Я окончил Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина и работаю в одной нефтяной компании, которая находится в Москве.
Андрей, студент, Санкт-Петербург: Как вы реагируете на высказывания в духе "лучшие годы "Арии" уже позади"?
Дубинин: Я знаю, что много воды утекло, много сменилось поколений поклонников наших, и для кого-то, которые начинали слушать "Арию" 25 лет назад, она умерла. Кто-то перестал слушать группу после ухода Сережи Маврина, кто-то после Валерия Кипелова и так далее. Но я хочу сказать, что на их место приходят другие. Я сам не ожидал, что так будет происходить, что будет такая, скажем модное слово, "ротация" поклонников! И все время будут новые люди появляться. Но тем не менее жизнь показывает, что это так. Так что для кого-то "Ария" умерла, а для кого-то она только рождается.