22.09.2011 23:47
    Поделиться

    Болгарские власти организовали прокурорскую проверку конфликта Bulgaria Air и "Алма Тур"

    Очередной "черной пятницы" для россиян, отдыхающих в Болгарии по линии туроператора "Алма Тур", на этот раз, похоже, удалось избежать. Болгарская авиакомпания Bulgaria Air пообещала вывезти бесплатно всех туристов, которые должны лететь в Россию 23 сентября. Об этом накануне на срочно созванной пресс-конференции объявил исполнительный директор Bulgaria Air Янко Георгиев.

    Рейсом до Санкт-Петербурга, по данным Ростуризма, домой должны вернуться 264 человека, из них 49 туристов. Напомним, в общей сложности, начиная с 9 сентября почти тысяча туристов из России вынуждены были задержаться в Болгарии на несколько дней, став заложниками финансового спора двух хозяйствующих субъектов. Авиакомпания Bulgaria Air объявила, что туроператор "Алма Тур" должна ей порядка 3,5 миллиона евро, и до тех пор, когда долг не будет погашен, прекращает перевозку клиентов, заключивших контракты с одним из подразделений болгарского холдинга "Алма Тур" - Alma Tour Fly.

    В первую очередь это петербургский туроператор "Алма Тур-СПб", созданный одноименным туроператором - виновником конфликта, и еще несколько московских компаний. При этом, по словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной, болгарская авиакомпания перед началом летнего сезона сама вынудила российских туроператоров работать не напрямую, а через "Алма Тур", хотя о задолженности холдинга было известно еще в мае. При этом в РСТ подчеркивают, что российские компании не имели никаких долгов перед Bulgaria Air и свои вывозные рейсы оплатили полностью. В результате кого-то за свой счет вывезли туроператоры, кому-то самим пришлось покупать билеты на обратный путь. При этом российские власти оказались в ситуации, когда они практически не могли повлиять на болгарских игроков рынка.

    Что заставило Bulgaria Air переменить свою позицию? Возможно, болгары просто не ожидали, что их внутренний конфликт с местным туроператором разрастется до международных масштабов. Янко Георгиев подчеркнул, что решение о вывозе туристов Bulgaria Air было принято буквально за несколько минут перед началом пресс-конференции. Можно предположить, что болгарская сторона продолжает считать себя невиновной, а навстречу российским туристам согласилась пойти только, чтобы окончательно не загубить имидж курортов Болгарии. Известно, что до последнего момента Ростуризм рассматривал возможность отправки в Болгарию самолета авиакомпании "Россия", которая вывозила клиентов "Алма Тур" в предыдущую пятницу.

    При этом болгары ничего не смогли сказать о судьбе туристов, которые должны вернуться в Россию 30 сентября. Ранее Ростуризмом было озвучено, что на этот день обратные билеты имеют 180 человек. Вчера, однако, представитель Bulgaria Air заявил, что проданных билетов на этот день не зарегистрировано. Туроператоры, работающие с Bulgaria Air, согласились на условиях анонимности рассказать "РГ", каким образом выходит, что туристы вылетают из России рейсами болгарской авиакомпании, имея на руках билет только в один конец. Одним из условий сотрудничества с Bulgaria Air является оформление билетов за 24 часа до назначенного рейса. Такая практика существует уже не первый год, и она устраивает все стороны. По правилам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), если выписан билет на регулярный рейс и он у туриста, ему должна быть обеспечена перевозка. В данном случае болгарский перевозчик действительно может не знать о возможном количестве авиапассажиров. Янко Георгиев пообещал, что если 30 сентября появятся туристы с обратным билетом, им также будет обеспечено бесплатное возвращение в Россию. "Надеюсь, что этим мы поможем сгладить ту неприятную ситуацию, в которой оказались россияне в нашей стране", - подчеркнул он.

    Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе считает, что организовать вывоз туристов можно было бы и раньше, если бы не позиция авиакомпании и холдинга "Алма Тур", которые постоянно говорили о том, что ведут переговоры и вот-вот ситуация разрешится. Кроме того, проблемы с вывозом туристов у туроператоров возникли потому, что из-за окончания летних программ все самолеты, вылетающие из Болгарии в Россию, практически заполнены. Найти места для большого числа дополнительных туристов на них сложно.

    Невероятно в этой ситуации то, что, не считая Ростуризма, представитель которого 10 сентября срочно вылетел в Болгарию, остальные профильные ведомства в урегулировании конфликта практики не участвовали. Росавиация подключилась спустя почти неделю. За кадром также осталось участие Минспорттуризма и МИД России. При этом конфликт между двумя компаниями вызвал большой общественный резонанс в Болгарии.

    Вчера представительница министерства экономики, энергетики и туризма Болгарии Албена Методиева объявила, что деятельность болгарской "Алма Тур" приостановлена. Назначена прокурорская проверка всех обстоятельств ее конфликта с Bulgaria Air. Глава Ростуризма Александр Радьков также сообщил, что материалы на питерскую дочку "Алма Тур" переданы в правоохранительные органы. "Надо будет разбираться, кто действительно виноват в этой ситуации - туроператор или авиаперевозчик", - подчеркнул он. В Ростуризме также считают, что после этого инцидента Росавиации нужно будет более тщательно проверять иностранных авиаперевозчиков, допущенных на российский рынок.

    Ассоциация туроператоров России уже направила предложение в Росавиацию пересмотреть правила допуска иностранных и российских перевозчиков к осуществлению чартерных и регулярных рейсов, введя требование информировать Росавиацию и своих партнеров минимум за две недели о прекращении полетной программы, если она прекращается в одностороннем порядке по причинам, которые известны только авиакомпании. Таким образом, если нет договоренности между заказчиком рейса и авиакомпанией и авиакомпания в одностороннем порядке прекращает возить российских туристов, она должна уведомить Росавиацию и своих партнеров о том, что это может произойти.

    В целом же болгарская история снова продемонстрировала несовершенства отечественного законодательства в области туризма. К сожалению, нашим туристам все "подводные камни" снова приходится ощутить на себе. Вспомним, что о необходимости введения финансовой ответственности туроператоров и последующего увеличения размера фингарантий заговорили только после череды крупных банкротств. Последние события, судя по всему, также потребуют изменений в индустрии отдыха. Пока, правда, ни у игроков туристического рынка, ни у чиновников профильных ведомств нет четкого представления, что нужно делать, чтобы избежать повторения ситуации подобно болгарской.

    Все игроки рынка отмечают, что ситуации, когда из-за спора двух хозяйствующих субъектов пострадало такое количество российских туристов, еще не было. При этом болгарская авиакомпания практически самоустранилась. Даже все расходы по размещению и питанию в отелях застрявших туристов легли на плечи российских туроператоров. Пока единственное предложение, прозвучавшее связи с последними событиями, стало создание так называемых компенсационных фондов.

    Фото - РИА Новости

    Поделиться