Новости

23.09.2011 01:00
Рубрика: Экономика

На чистую воду

Россия предлагает перевозить грузы кратчайшим Северным морским путем

Стать полноценной транспортной магистралью Севморпути мешает пока отсутствие полноценной системы связи и навигации и проблемы с транспортной доступностью портов. Однако есть самое главное - свободная ото льдов вода, по которой можно делать коммерческие рейсы. 12 судов с грузами уже прошли по этому маршруту.

В этом году площадь льдов в арктическом бассейне уменьшилась до рекордных значений. В сентябре был побит рекорд минимального количества льда. Площадь ледового покрова составила менее 4,2 миллиона квадратных километров, уменьшившись за последние 30 лет в 2 раза.

Это открывает новые возможности для навигации и добычи полезных ископаемых в Арктике, отметил в своем выступлении на втором международном форуме "Арктика - территория диалога", проходящем в Архангельске, вице-президент Российской академии наук Николай Лаверов.

По словам министра природных ресурсов Юрия Трутнева, в российской арктической зоне сосредоточено 279 месторождений нефти и газа. Добыча углеводородов обеспечивает 11 процентов национального дохода, подчеркнул министр, при этом 40 процентов всего экспорта энергоресурсов обеспечивается именно арктическим регионом.

При этом сегодня практически весь объем добычи осуществляется на континентальных месторождениях, шельфовые остаются вне "зоны доступа". Причина проста. Разработка таких месторождений дороже. Здешняя нефть высокосернистая и, соответственно, более дешевая, зачастую добывать ее просто невыгодно. Решению этой проблемы могут помочь предложения минэнерго, которые включают в себя отказ от нынешних налогов и введение единого налога на дополнительный доход для компаний, ведущих разработку на шельфах. Новая система, которая позволит сделать разработку морских месторождений выгодной, может заработать уже в 2012 году.

Однако помимо вопросов добычи очень важной становится транспортировка. И здесь у Северного морского пути с точки зрения экономики конкурентов мало. Действительно, при следовании через высокие широты расстояние сокращается на 34 процента по сравнению с так называемым эталонным маршрутом Роттердам - Иокогама через Индийский океан. Время в пути сокращается с 33 до 20 суток, а экономия топлива достигает 800 тонн топлива в расчете на "среднестатистическое" судно.

Пока же грузопоток через высокие широты составляет всего 10 процентов от того, который пропускает транспортный морской коридор через Суэцкий канал.

Проблема в том, что, во-первых, на данный момент тарифы за проводку судов достаточно высоки. Также не решен до конца вопрос с обеспечением качественной связью и навигацией на всем протяжении Севморпути. Есть вопросы и с транспортной доступностью портов - существующая железнодорожная сеть пока не готова к большому объему грузов. В этом году объем перевезенных грузов пока составил 680 тысяч тонн, и участники форума уверены в том, что он достигнет миллиона тонн, превысив показатель прошлого года в пять раз. На данный момент ледокольным флотом осуществлена уже 21 ледокольная проводка по транспортному коридору вместо всего 10 в прошлом году.

Вместе с тем к 2016 году Россия может остаться без ледокольного флота. Нужно срочно обновлять существующие корабли, в настоящее время в высокоширотной навигации задействованы 10 судов, и в этом уже есть определенные подвижки. Так, по словам министра транспорта Игоря Левитина, в трехлетнем бюджете заложено 20 миллиардов рублей на постройку нового атомного ледокола. Также он заявил, что предусмотрены средства на строительство 3 мелкосидящих дизельных ледоколов, которые, являясь судами нового, более современного класса, будут способны после постройки заменить 5 старых судов.

Существуют и вопросы законодательного обеспечения. Соответствующий закон о Севморпути уже внесен в Госдуму, и в рамках форума глава минтранса попросил главу МЧС Сергея Шойгу и спецпредставителя президента по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, депутата Артура Чилингарова, чтобы он был принят уже в наступившую осеннюю сессию.

В кулуарах форума министр рассказал журналистам, что вопросы стоимости ледовой проводки, закрепленные в законе, будут целиком и полностью регулироваться государством. "В новом законе будет установлено, что ледовая проводка - это монопольный сектор. В связи с этим в законе установлено, что тарифы будут регулироваться Федеральной службой по тарифам. То есть это уже не будет та стоимость проводки, которую назначает владелец или арендатор (судна. - "РГ"), это будет государственная ставка по проводке судна", - подчеркнул Левитин.

Для того чтобы Севморпуть стал полноценной транспортной магистралью, необходимо также обеспечить его на всем протяжении связью и навигацией. Об этом рассказал глава МЧС Сергей Шойгу, который подчеркнул, что "вопросы надежного и бесперебойного транспортного сообщения приобретают особое значение в связи с перспективами развития маршрута. Нужно создавать здесь систему современной связи и навигации". Причем при ее создании планируется опираться на "отечественные достижения науки и техники, отечественные разработки", - подчеркнул министр.

Новые вышки и ретрансляторы для приемов сигналов ГЛОНАСС устанавливаются уже сейчас, и Севморпуть будет ими полностью обеспечен в самое ближайшее время, заявил глава минтранса Игорь Левитин.

Новый Севморпуть

На встречу со льдом

Одна из новых задач 39-й экспедиции "Северный полюс" - протестировать работу ГЛОНАСС в арктических широтах.

- Известно, что система GPS работает точно, и нам нужно набрать статистику - насколько по отношению к GPS точно работает ГЛОНАСС, - говорят ученые. - Над сушей проверить его работу просто, а над океаном наблюдателей практически нет. Так как наша система новая - полное орбитальное созвездие появилось только год назад- то ГЛОНАСС необходимо проверить. Это наша специальная задача.

В минувшую субботу ледокол "Россия" отошел от причала в мурманском порту, и сейчас впереди у него около четырех тысяч морских миль, которые предстоит пройти флагману "Росатомфлота" с командой полярников на борту. Компанию им составил и корреспондент "Российской газеты".

Наш путь лежит мимо Новой Земли, острова Ушакова и дальше, в канадский сектор Арктики. На картах в ходовой рубке красным маркером обозначена точка - 84,06 градуса северной широты и 156,54 градуса западной долготы - в это место придрейфовала льдина, на которой уже год трудятся полярники из экспедиции "Северный полюс-38". По словам бывалых членов команды, часто дрейфующую станцию снимают где-нибудь между Гренландией и Шпицбергеном, но в этот раз направление дрейфа оказалось непредсказуемым.

Ледокол везет для новой группы полярников снегоходы, бульдозер, дизель-генераторы, дизельное и авиационное топливо и необходимые в быту полярников мелочи. С этого сезона на станции впервые будет стиральная машина и опреснитель морской воды, который умеет к тому же минерализовать воду, превращая ее в питьевую.

Первейшая задача экспедиции найти подходящий для проживания и научных работ лед, а такого становится все меньше.

- Этот год был очень теплым в Арктике, почти как 2007-й, когда площадь льдов сократилась до минимума, - объясняет Владимир Соколов, начальник высокоширотной арктической экспедиции института Арктики и Антарктики. - В 2007 - 2008 годах в поисках льдины мы обследовали большую часть арктического бассейна и уже отчаялись найти подходящий лед. И уже были готовы высадить станцию на одну из наших законсервированных баз на мысе Баранном. Оставалась последняя надежда на таймырский ледяной бассейн - собирались провести там ледовую разведку. Но накануне вечером в сумерки ледокол неожиданно наехал на ледовое поле - штурман ошибся - и резко потерял ход. Мы исследовали лед и нашли его чрезвычайным по мощности. А наткнулись, повторяю, случайно...

По словам специалистов, лучший лед для размещения научной станции - это старая льдина с размерами три-четыре километра и толщиной от трех метров и больше. Но таких льдов полярники не встречали давно, последнюю станцию, "Северный полюс-38", высадили на гигантское ледяное поле размером 8 на 12 километров, но средняя толщина всего полтора - два метра. Месяц назад льдина раскололось на несколько больших фрагментов, и сейчас станция находится практически на двух льдинах.

Для новой экспедиции с помощью спутника уже подобрали несколько вариантов размещения - в непосредственной близости (12 - 15 километров) от старой станции или на гигантском поле в Восточно-Сибирском море. Но данные спутника полярники будут перепроверять, облетая на вертолете лед и оценивая его "внешние данные", в частности, наличие торосов.

Обосновавшись на льдине, 16 ученых-полярников - метеорологи, гидрологи, гидрографы, гидрохимики - займутся "преемственными" работами: наблюдения за воздухом, снегом, водой и течениями ведутся в Арктике из года в год.

- Я буду замерять глубины по ходу дрейфа льдины, - рассказывает Дмитрий Волошко, специалист из гидрографической службы Северного флота. - Но главное не только определить глубину, но и место, в котором она находится. Это нужно для уточнения данных: раньше, в 60 - 70-х годах, местоположение оценивалось приблизительно в радиусе нескольких километров, сейчас мы можем определить место с точностью до нескольких метров.

Данные глубин и отмелей, полученные с каждой дрейфующей станции, помогают скорректировать карты: на них до сих пор есть белые пятна, где глубины указаны приблизительно, а в самих этих точках никто никогда не бывал.

Тем временем

К 2012 году действующий атомный ледокольный флот России будет недееспособен, заявил на Арктическом форуме в Архангельске вице-президент РАН Николай Лаверов. По словам ученого, надо незамедлительно строить новые суда, способные работать в высоких широтах и обеспечивать освоение Арктики.

Экономика Отрасли Ресурсы Арктика: битва за ресурсы