Вчера, когда москвичи примеривались, а можно ли и в самом деле обойтись без железного друга хотя бы в День без автомобиля, мэр города Сергей Собянин попытался понять, на какой же способ передвижения в таком случае могут рассчитывать горожане.
С самого утра он отправился на транспортно-пересадочный узел "Тушинский". Увиденная картина порадовала. На недавно еще беспорядочно забитой городскими и областными автобусами площадке, где лихорадочно метались пассажиры в поисках своего маршрута, царила на редкость деловая и спокойная атмосфера. Автобусы приходили каждый на свою площадку и строго по расписанию уходили в новый рейс.
- Большую часть торговли мы отсюда убрали, а оставшиеся ларьки префектура уберет до конца сентября, - рассказал градоначальнику заммэра по вопросам транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Николай Лямов. - Территорию транспортно-пересадочного узла огородили. Место нашлось и автобусам "Мосгортранса", работающим в столице, и областным, доставляющим жителей Подмосковья. Установили шлагбаум, оборудованный автоматикой. Заехать на стоянку теперь может только транспорт перевозчиков, имеющих законное право на обслуживание этих маршрутов, - все они занесены в базу данных. "Чужих" не пропустят, и это сразу отсекло автобусы нелегалов.
Кроме того, рассказал Лямов, на транспортно-пересадочном узле работает диспетчерский пункт. Поэтому каждый автобус на территории ТПУ теперь на виду, и потому нарушения расписания стали единичными. Плюс влияние самой первой в городе специальной выделенной полосы для общественного транспорта на Волоколамке. Благодаря ей автобусы больше не стоят пробках.
Как напомнил Сергей Собянин, в соответствии с программой транспортного развития в городе планируется оборудовать за пять лет 150 ТПУ, 18 из них - до конца этого года.
У Тушинского же транспортно-пересадочного узла, обратил он внимание, есть одно важное преимущество: в его состав входит платформа железной дороги. На ней, как правило, и выходит большинство пассажиров, прибывших на электричках из Нахабино, Дедовска и других городов Подмосковья. Здесь они пересаживаются либо на метро, либо на автобус и едут дальше в центр города. "Почему бы сразу не отправиться дальше на этой же электричке, безо всяких пересадок?!" - заинтересовался мэр. Пошел, купил билет до Рижского вокзала, дождался пригородного поезда и поехал. Вскоре он уже знал ответ на свой вопрос: проезд из Подмосковья в столицу слишком дорог, так как складывается из двух частей - 16 рублей по области и 26 - по столице. Итого - 42 рубля. Проще купить за 16 до границы Москвы, а дальше пользоваться проездным на автобус или метро. Будет дешевле. "Нельзя ли установить сквозной тариф - рублей в 20?" - поинтересовался Собянин у вице-президента ОАО "РЖД" Михаила Акулова. "Мы над этим сейчас работаем", - заверил тот. И продолжил: "Стараемся привлечь пассажиров и другими путями. Например, развиваем экспрессные перевозки. Для того чтобы создать достойные условия для тех, кто пока ездит на автомобилях, наполовину уже обновили подвижной состав. До нового года пустим первые 18 поездов нового поколения - с более удобными креслами, кондиционерами, видеокамерами, обеспечивающими безопасность. После 2013 года других вообще закупать не будем".
"А с этими поездами что делать? - спросил мэр, показав на вполне приличную электричку с диванчиком из кожзама, в которую он попал. - Этот состав не такой уж и старый: выпущен в Латвии в 1989 году. Такие мы модернизируем. Тоже будут комфортными и удобными. Приезжайте в понедельник, как раз такой обновленный поезд будем запускать до Лобни", - пригласил Акулов. "Надо посмотреть", - согласился мэр. И задал следующий вопрос: "Москвичи уже заметили эту работу?" Оказывается, да, на 12 процентов с начала года вырос пассажиропоток на электричках, которыми в прошлом году пользовалось 1,5 миллиона человек в день. "Надеюсь, модернизация не повлечет за собой повышение тарифов", - вернулся Собянин к больному вопросу. "Нет, - заверил Акулов. - Мы и без того не прогадаем. Чем больше будет пассажиров, тем больше железная дорога получит прибыли". Стремиться железнодорожникам есть куда: в соответствии с программой города к 2016 году пригородные поезда должна увеличить перевозку жителей региона в 1,75 раза.
Рижский вокзал встретил гостей чистеньким и ухоженным. Как заявил журналистам начальник дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов, сегодня он вместе со всеми остальными вокзалами Москвы переживает пору реконструкции. И уже к концу года вместе с Савеловским вокзалом будет соответствовать всем международным стандартам по оснащению для маломобильных граждан: сейчас в нем идет установка траволаторов, лифтов и другого оборудования. О выводе же из города, чем пугали "Рижский" последние лет десять, речи больше не идет.