23.09.2011 23:05
    Поделиться

    Пермский ТЮЗ поставил "Отрочество" Толстого в классическом стиле

    27 сентября в ТЮЗе состоится премьера пьесы "Отрочество" в постановке питерского режиссера Владимира Гурфинкеля.

    На генеральном прогоне, состоявшемся чуть раньше, создатели спектакля заявили совершенно новый жанр: "Отрочество" - это эскизы жизни в двух действиях.

    Необычный жанр тюзовцы представляют наглядно: все действие на самом деле напоминает эскиз. Из декораций на сцене - всего один рояль. А черно-белые, схематичные, небрежно нарисованные карандашом на платьях элементы одежды XIX века - банты, пуговицы, отвороты - это, пожалуй, единственная деталь, которая напоминает нам о времени. Все сценическое пространство - большое черно-белое полотно, на котором с помощью проектора и создаются декорации. Если герой пишет письмо, мы видим на стене неровные строчки, которые он зачеркивает и пишет снова. Если идет дождь или дует ветер, зритель видит косые струи дождя и колышущиеся ветки деревьев. А когда герои попадают в Москву, прямо на фоне действия начинают прорисовываться городские улочки с прогуливающимися дамами, карандашные карикатуры в пушкинском стиле.

    Но модернистский, максимально приближенный к современному зрителю стиль внешнего оформления спектакля лишь подчеркивает его духовную наполненность.

    "Отрочество" - это в первую очередь история о взрослении подростка. Герой переживает смерть матери, ссору с братом, первую любовь и непримиримый конфликт с гувернером Сен-Жерменом. Ему кажется, что весь мир против него ополчился и никто не понимает.

    Психология отрока, которую раскрывает в своей повести Толстой, преподносится зрителю в схематичной, более современной форме. Второй рояль, который спускается перевернутым с потолка в середине спектакля, символизирует comeback - возвращение в прошлое, когда мать героя была еще жива. Ее платье - ангельски белое, тогда как костюмы остальных героев - черные.

    Рояль, единственный предмет на сцене, не стоит без дела. На нем и спят, и учат уроки, под ним прячутся дети. Фортепианные аккорды звучат в спектакле постоянно: на рояле играют сами герои. Звучит вальс XIX века. Хореография, как и сценография в пьесе, - это искусная стилизация, которая помогает представить толстовских героев живыми, близкими современному подростку.

    В итоге постановка получилось универсальной: благодаря эклектике модерна и классики, современным сценическим технологиям и глубокому нравственному содержанию, она привлечет внимание публики.

    Владимир Гурфинкель поставил в Перми уже четвертый по счету спектакль. Но с Толстым он работает в первый раз.

    - Все персонажи этого произведения, даже отрицательные, живут миром духовных исканий, - раскрывает особенность спектакля режиссер. - Даже подонок думает о том, как жить, в отличие от людей сегодняшних, которые всегда все знают. Герой Толстого находится в состоянии выбора жизненного пути - каким быть, и как жить дальше. Это вечный поиск неудовлетворенного собой человека.
     

    Поделиться