Для обеспечения загрузки Северного морского пути необходимо строительство полноценной дорожной сети. Решить эту проблему может проект "Белкомур", на реализацию которого планируется потратить около 400 миллиардов рублей.
Транспортная магистраль "Белкомур" представляет из себя железную дорогу от Белого моря через Республику Коми на Урал.
По мнению заместителя министра транспорта Виктора Олерского, не стоит ограничивать "Белкомур" только Архангельском. "Логика транспорта говорит о том, что его можно продлить не только до Архангельска, но и до Мурманска", - подчеркнул заместитель министра транспорта Виктор Олерский в рамках обсуждения проекта на Международном арктическом форуме. При этом чиновник считает, что альтернативы ей практически нет, более того, отсутствие этой магистрали создает проблемы для грузопотока на других направлениях.
"Логика строительства "Белкомура" состоит еще и в том, что если мы не выйдем на эту диагональ, то грузы, которые будут двигаться в направлении портов Мурманска и Архангельска, будут забивать проход для грузов, доставляемых на Северо-Запад, в частности в Приморск, Усть-Лугу, Санкт-Петербург. То есть мы, не приступая к строительству "Белкомура", ухудшаем ситуацию с доставкой грузов в порты Северо-Запада", - заявил он.
Строительство "Белкомура" становится особенно актуальным в силу развития Северного морского пути, обсуждение перспектив которого стало центральной темой второго Международного арктического форума в Архангельске. Если сегодня по Арктике в широтном направлении перевозится порядка одного миллиона тонн грузов в год (прогноз на 2011 год), то уже в следующем планируется перевезти 5 миллионов тонн, а в перспективе года довести до 60 - 80 миллионов тонн.
Подобные объемы, несомненно, должны быть обеспечены транспортной инфраструктурой.
При этом "Белкомур" простаивать точно не будет. Так, в рамках арктического форума было заявлено, что грузопоток только калийных удобрений к 2015 году может составить 15 миллионов тонн, а это уже покрывает четверть планируемого объема загрузки Северного морского пути. Всего же по магистрали планируется доставлять до 30 миллионов тонн грузов в год.
Протяженность железнодорожной ветки, к вопросу строительства которой вернулись в 2008 году, когда стало понятно, что Транссиб не справляется с возрастающим потоком грузов, составит 1252 километра. Часть железнодорожной сети уже есть, ее просто необходимо модернизировать и приспособить для более серьезного грузопотока. Но два участка (Соликамск - Микунь и Вендинга - Карпогоры общей длиной 715 километров) строить придется заново.
На данный момент, по словам участников форума, уже сделан проект обоснования инвестиций и следующим этапом будет подготовка проектной документации, на которую выделено 3 миллиарда рублей. Общий же объем инвестиций с учетом выстраивания инфраструктуры вдоль всей транспортной магистрали может составить 400 миллиардов рублей.
При этом очевидно, по мнению заместителя министра транспорта Виктора Олерского, что реализация проекта "Белкомур" станет совокупностью усилий частных инвесторов и федерального бюджета". Для этого уже идут переговоры по созданию консорциума с инвесторами, правда, пока только на южный участок трассы от Соликамска до Сыктывкара.