Инаугурация президента Республики Абхазия стала своего рода премьерой для Валентины Матвиенко, неделю назад занявшей кресло председателя Совета Федерации.
Присутствие на инаугурации - это, как правило, протокольная формальность, демонстрация уважения к принимающей стране. Поэтому в большинстве случаев представительские функции берут на себя послы. Но в ситуации с Абхазией визит третьего лица России легко объясним: это минимально необходимая декларация лояльности частично признанному государству, с которым связаны геополитические и экономические интересы страны.
На сегодня кроме России Абхазию признали еще пять государств: Венесуэла, Никарагуа, Науру, Вануату и Тувалу. Еще примерно полтора десятка стран - членов ООН либо заявили о своей готовности к признанию, либо просто одобрили действия России. Все крупные международные организации настаивают на территориальной целостности Грузии.
В этой ситуации избрание президента Абхазии - достаточно веское основание для того, чтобы Россия снова продемонстрировала свою позицию по "грузинскому вопросу", прислав на инаугурацию третье лицо государства.
Новый президент Абхазии Александр Золотинскович Анкваб, как и Валентина Матвиенко, начинал с комсомола - в середине семидесятых он возглавлял Гудаутский райком, одновременно управляя городской милицией. До 1990 года работал замминистра внутренних дел Грузинской ССР, в 1992-1993 годах возглавлял МВД Абхазии. Затем, после почти 10 лет политического небытия, вернулся в общественную жизнь республики, в 2005 году стал премьер-министром, а в 2009-м - вице-президентом.
Успех будущему главе республики (он обошел двух других претендентов с довольно большим отрывом) обеспечило все-таки не комсомольское, а милицейское прошлое. От него ждут решительных мер по борьбе с криминалом, который является одной из самых серьезных проблем Абхазии. Решительная политика в этом направлении уже спровоцировала пять покушений на Анкваба.
Его не считают ни пророссийским, ни прогрузинским политиком, но укрепление отношений с северным соседом для Абхазии вопрос голой целесообразности. Основной доход страны связан с экспортом ресурсов и сельхозпродукции (65% которого идет в Россию) и туристическими потоками (также в основном из России). Кроме того, важнейшим подспорьем для экономики республики станет участие в олимпийской стройке в Сочи. По сути, уже интегрированы в местную экономику РЖД и НК "Роснефть". Минрегион России совместно с правительством Абхазии разработал "Комплексный план содействия социально-экономическому развитию республики на 2010-2012 годы", по которому в развитие бывшей всесоюзной здравницы за три года вливается почти 11 млрд рублей - для сравнения, это примерно в 9 раз больше всего объема госрасходов республики за 2010 год. Наконец, было бы странно ожидать смены внешнеполитических ориентиров с учетом того, что валюта государства - российский рубль.
Церемония инаугурации была более чем скромной - около ста присутствующих, включая прессу и сотрудников аппарата президента. Не в последнюю очередь это связано с тем, что передача власти произошла в результате смерти предыдущего президента Сергея Багапша - продолжающийся траур наложил определенные ограничения на масштаб торжества.
Во время своего выступления Александр Анкваб обозначил опорные точки, на которых он намерен строить развитие республики. Российская тема в этом списке была на почетном 14-м месте: "Наши усилия будут сконцентрированы на... динамичном развитии полномасштабного стратегического партнерства с Российской Федерацией, укреплении взаимоуважительных, равноправных абхазо-российских межгосударственных отношений".
Глава абхазского парламента Нугзар Ашуба был более лоялен, сделав акцент на том, что "твердая поддержка великой России всегда будет нашим главным стратегическим партнером, и укрепление дружбы с ней - наш основной внешнеполитический приоритет".
Валентина Матвиенко, успевшая встретиться с президентом до начала торжественной церемонии, начала свою речь на абхазском, чем сразу завоевала одобрение зала. "Российско-абхазское сотрудничество служит важным стабилизирующим фактором для всего северокавказского региона, - сообщила она. - Представлять Россию - большая честь для меня, и приятно, что ваша гостеприимная страна стала моей первой зарубежной поездкой на посту председателя Совета Федерации. Это накладывает определенные обязательства - я сказала президенту во время личной встречи: "В моем лице вы можете видеть своего лоббиста в РФ". После чего от лица президента пригласила Анкваба посетить Москву.
Во время брифинга после церемонии президент республики сделал свои первые заявления в новом качестве. В республике будет проведена реформа правоохранительной системы, причем ни грузинский, ни российский способы не будут браться за образец: "Есть проблемы - мы ни от кого не скрываем. Наша задача - готовить и обучать кадры и хорошо работать. А в том, что положительный опыт надо перенимать, никто никогда не сомневался". Отвечая на вопрос "РГ", Анкваб сообщил, что если Россия проявит заинтересованность, республика готова к военному альянсу и расширению присутствия российского контингента в Абхазии.
Валентина Матвиенко в свою очередь заявила о том, что отстаивание совместных интересов двух стран на международной арене будет активизировано и на уровне межпарламентского взаимодействия. "Хотим обсудить план работы на 2012 год, согласовать и наполнить практическим содержанием. Мы должны быть прагматиками, подписывать практические соглашения. Что касается международного уровня, внешнеполитические ведомства работают над вырабатыванием подходов. Роль парламентов должна быть весомой. На форумах и международных встречах наша позиция обязательно получит свое звучание".
Глава верхней палаты парламента прокомментировала последние события политической жизни в России. Журналисты поинтересовались, какова вероятность того, что премьер Владимир Путин пойдет "на два срока". "Как мне кажется, он сейчас для себя не принял решение, будет ли он один срок или два, - считает Матвиенко. - Это будет зависеть от оценки населения активности работы президента и правительства. Уверяю, даже Глоба не может дать прогноз, что будет через шесть лет".
Также спикер Совета Федерации пояснила свою позицию о возможности выборов сенаторов: "Элементы выборности уже введены новым законодательством. Сенаторами могут быть только те, кто прошел выборы. Подтверждаю принципиальный подход в том, что выборность лучше, чем невыборность. Но в Конституции, которая действует, написано, что Совет Федерации формируется. Формируется и избирается - разные вещи. Мы создаем мозговую группу, она с экспертами и юристами подумает над тем, как эту выборность можно усилить. Но если это потребует изменения Конституции, это очень сложный вопрос. Надо относиться к ней очень бережно и изменять только в самом крайнем случае. Совет федерации самый реформируемый орган за четыре года. Может, надо остановиться в реформаторском зуде. Если реформа, то основательная, серьезная и не подвергаемая критике".