На международной конференции "Транспортно-транзитный потенциал" в рамках проекта "Санкт-Петербург - морская столица России" представили Стратегию развития портовой инфраструктуры России до 2030 года, а также обсудили проблемы водных и сухопутных транзитных перевозок.
Летом этого года "Росморпорт" закончил разработку двух важнейших документов на долгосрочную перспективу. Первый - это Стратегия развития морской портовой инфраструктуры страны до 2030 года. Сейчас проект проходит официальное согласование, и в скором времени ожидается постановление правительства о принятии программы. Второй документ касался непосредственно компании "Росморпорт" и ее развития до 2015 года.
- Первая стратегия ориентируется на развитие четырех портовых бассейнов - Северного, Северо-Западного, Южного и Дальневосточного, а также на несколько различных типов грузов - контейнерные, навалочные, наливные и так далее, - рассказал начальник инвестиционного управления "Рос морпорта" Дмитрий Онисенко.
Именно по указанным региональным бассейнам в последние годы почти в два раза увеличились объемы грузоперевалки, и ожидается их дальнейший рост. Причем более динамично будут развиваться именно контейнерные перевозки. Представитель "Росморпорта" особые надежды возлагает на Северо-Западный регион. Прогнозы здесь разные, максимальный показатель - самый оптимистичный: к 2030 году объем наливных грузов может достигнуть 150-240 млн тонн, сухих - от 180 до 300 млн. А еще новые высокотехнологичные порты северо-запада должны будут стать главными воротами для экспорта российских углеводородов и минеральных удобрений и основным пунктом в стране для обработки контейнерных грузов. Среди развивающихся сейчас региональных портов в Усть-Луге, Приморске, Высоцке, Санкт-Петербурге основную ставку делают на многофункциональный терминал в Усть-Луге в Ленинградской области. А недавно открытый петербургский порт "Морской фасад" уже довольно активно спорит за туристические потоки Балтики и свою долю в турбизнесе.
Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Стасюк отметил, что глубоководные порты северо-запада должны будут переориентировать на себя часть грузов с сопредельных с Россией европейских терминалов.
- Это, несомненно, потребует повышения их пропускной способности и комплектования нового флота, - пояснил он.
Так что ключевыми точками для "Росморпорта" станет решение новых задач, развитие вспомогательного флота: строительство собственного и списание отслужившего свое.
В свою очередь, другое ведомство - Росморречфлот - объявило о том, что стало заказчиком этих портов на северо-западе. Из-за кризиса выделенные на реализацию программы развития портов 200 млрд рублей были перераспределены по отдельным мероприятиям на более долгий срок - до 2019 года. Так, помимо сочинских морских объектов отдельное финансирование в 327 млн рублей в 2011 году получил порт Приморска, 475 млн рублей - пассажирский порт Санкт-Петербург и другие порты. Однако проблемы в этих пунктах еще предстоит решить.
К примеру, Большой порт Санкт-Петербург отличается удаленностью пропускных пунктов друг от друга и сложностью имущественных отношений: земельные участки, на которых размещены 15 этих пунктов, находятся в разных формах собственности, здесь работают 35 стивидорных компаний.
По мнению экспертов, принятие программы развития морских портов и инфраструктуры поможет ускорить товародвижение, снизить транспортные издержки в экономике и оздоровить инвестиционный климат.