Сегодня эксперты оценивают стоимость создания университета мирового уровня в России примерно в 0,5 млрд долларов, что несравнимо с отечественными объемами финансирования. В то же время, согласно проекту "Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года", сектор "экономики знаний" составит к концу этого времени 17-19 процентов от ВВП вместо текущих 10,9. Одновременно с этим доля нефтяного сектора должна снизиться с 18,7 до 10-12 процентов. Все эти цифры активно обсуждали на III Международном молодежном инновационном форуме "Интерра-2011" на прошлой неделе в Новосибирске.
Согласно прогнозам "Роснано", к 2015 году только в отечественной наноиндустрии будет 400-500 тысяч занятых. И это при том, что стоимость рабочего места в наукоемких отраслях составляет десятки тысяч долларов. "Естественно, для "экономики знаний" потребуются работники совсем другого уровня, нежели те, что у нас есть сейчас, - говорит генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник. - Но готова ли к решению этой задачи наша система образования? Например, для большинства университетов мирового класса доля аспирантов в общем числе обучающихся превалирует. Так, в Гарварде этот показатель равняется 59 процентам, в Стэнфорде - 64, Массачусетском технологическом институте - 60, Лондонской школе экономики - 51, пекинском университете - 53. В российских институтах эта цифра не в пример меньше".
"В США из 5 тыс. вузов около 300 можно отнести к категории исследовательских, из них 30 относятся к лучшим университетам мира, - отметил директор по развитию "Лиотех" Игорь Чапаев. - В Великобритании не менее 10 таких университетов, в Японии - 5. При этом наши лучшие вузы, например МГУ, чувствуют себя в мировых рейтингах далеко не комфортно. Результат этого плачевен: например, российская электронная промышленность сегодня - это 2,5 тыс. предприятий, на которых работают 360 тыс. сотрудников. Это примерно столько же, сколько в Южной Корее, Германии, Израиле или на Тайване. Однако эффективность отечественных предприятий во много раз ниже. Кроме того, общая доля электронных предприятий составляет всего 2-3 процента от общего числа промышленных предприятий страны. На мировом рынке доля России не превышает 1 процент".
На "круглом столе" "Идеальная среда для успешной реализации инновационного проекта" члену экспертного совета по внешней политике Совета Федерации РФ Владимиру Лепскому задали вопрос о том, стала бы родиной Google Россия, если бы родители ее основателя Сергея Брина не уехали в США? "Да, если бы он нашел единомышленников во время учебы и получал стипендию Национального научного фонда, имел свободный доступ к компьютерам и к профессиональной консультации профессоров Стэнфордского университета, - заявил г-н Лепский. - Потом российский бизнес-ангел должен был дать ему чек на 100 тыс. долларов "под идею", а еще через год два венчурных фонда предоставили его компании 25 млн долларов на развитие. Потом были нужны выход на мировой рынок и соглашения с крупнейшими рекламодателями, получение нового капитала за счет IPO, квалифицированные сотрудники и доступ к новейшим технологиям. И тогда Россия бы получила компанию с оборотом в 21,7 млрд долларов, создавшую более 10 тысяч рабочих мест, а в российский бюджет пошли бы 1,6 млрд долларов налогов, которые сегодня пополняют бюджет США". В ходе "круглого стола" участники также затронули проблему воровства идей и нелегального использования чужих патентов. Эксперты форума предложили решение этой проблемы через более тщательную проработку бизнес-составляющей всего проекта. "Патент - продукт скоропортящийся, - подчеркнул директор "БиоИстЭн" Сергей Вильчек. - Срок годности "свежего" патента - 30 месяцев. Необходимо ежегодно платить за его поддержание и в течение этого срока перевести его на международный уровень. Это значит - в каждой стране провести патентование, затратив дополнительные (причем немалые!) средства, и таким образом подтвердить право на него. Иначе патент становится, что называется, всенародным достоянием в той стране, где этот патент не получен. Например, нет патента в Китае или США - и те же китайцы или американцы спокойно будут им пользоваться, не платя ни копейки изобретателю. Именно поэтому я советую начинающим изобретателям по максимуму подготовиться к старту проекта и только потом подавать заявку на патентование. Можно готовить новый проект и одновременно искать потенциальных заказчиков, потребителей и партнеров. Надо выбирать момент для подачи заявки, потому что после будет уже поздно - пойдет отсчет времени против изобретателя. Искусство запуска проекта - правильно выбрать стартовую позицию".