Сегодня журналисты "Российской газеты" вместе со специалистами Московского гуманитарного педагогического института отправляются в Петрозаводск, а оттуда - на остров Большой Клименецкий , где нас ждет семья Логиновых.
В одном из прошлых номеров мы рассказали об этой многодетной семье ("Школа временно недоступна", РГ от 13.09.2011). Пятеро детей, от четырех до шестнадцати лет, не учатся в школе. В ближайшей округе ее просто нет, все образовательные учреждения закрыты. Отдавать же своих детей в интернат Михаил и Мария Логиновы не хотят ни за что.
Эта история вызвала бурную дискуссию среди читателей на сайте газеты, в соцсетях, в электронных письмах и звонках в адрес кураторов проекта. Например, Иван, житель соседней с Логиновыми деревни, считает, что если бы родители в свое время привели старших девочек Машу и Лялю в школу деревни Сенная Губа, ее бы не закрыли, оставили бы начальный класс. Двадцать ребят учились тогда в школе, пять семей были многодетными.
Петрозаводский художник Ирина Теремовская рассказала по телефону о том, что не первый раз встречается с подобной ситуацией. Такие семьи были и на острове Валаам, до того, как туда вернулся монастырь. Художники перебирались на Валаам вместе с детьми из Москвы и Санкт-Петербурга, жили там постоянно. Зарабатывали себе на жизнь, продавая картины туристам. Сами учили собственных детей.
- Не вижу в этом ничего страшного и странного, - уверена Ирина. - Каждый человек выбирает место, где ему комфортно жить, где он чувствует себя уверенно. А Михаил Логинов детей воспитывает в любви к природе, к родителям. Это хорошо. Единственный недостаток - невозможность учить дочек и сына. Здесь ему необходима помощь и поддержка. И государство обязано создать семье условия.
А вот Ирина Ключникова, жительница Прионежского района Карелии, возмущена ситуацией. Она уверена, что родители совершенно не задумываются о судьбе своих детей. Ирина считает, что Михаил и Мария лишили своих старших детей права на выбор профессии, возможности иметь друзей, общаться со сверстниками. "Ведь для ребят это очень важно, - говорит Ирина. - Есть же кинотеатры, кафе, другие города и страны. Почему дети Логиновых не должны всего этого познать?"
Николай Константинов, военный в отставке, более категоричен. Он считает, что каждый родитель обязан выполнять конституционное право - дать образование собственным детям. А уж они потом сами решат: жить им на острове, в деревне или остаться в городе. Николай уверен: родителям нужно было "наступить на горло своим предпочтениям" и переехать в то место, где была школа.
- Если завел детей, тем более пятерых, надо жертвовать собой ради них, - пишет Константинов. - Судя по рассказу, у Логиновых есть квартира в Петрозаводске, пусть и небольшая. Значит, надо на школьный сезон переезжать в город, а летом отплывать на остров.
У Нины Тихоненко, которая живет в Мурманской области, мнение другое. Она написала, что и за Полярным кругом немало небольших деревень и поселков, где школы закрылись. Но люди продолжают там жить, рожают детей. "Что им делать? - спрашивает Нина Яковлевна. - Срываться и ехать в другой поселок? А где жить, работать, как без денег кормить и растить детей? Пополнять и так немалую армию алкоголиков, людей, которые не смогли приспособиться в этой жизни, найти себе место? Это ведь все взаимосвязано. Я уверена, что Логиновы не одни такие. Есть немало и других семей. Просто они не пишут в газеты. И никто им компьютеров не пришлет. Значит, надо создать единые условия для всех, дать возможность детям учиться дистанционно, и заняться этим необходимо министерству образования России. Государство обязано создать условия для всех родителей, тем более многодетных".
С мнением Нины Тихоненко нельзя не согласиться. Нужны кардинальные решения, общие правила для всех. И принять их могут только на федеральном уровне. А пока "Российская газета" вместе с Московским гуманитарным педагогическим институтом решила попробовать помочь детям Логиновых и наладить процесс дистанционного обучения. Мы везем ребятам компьютерную технику для дистанционного обучения, необходимые сопутствующие материалы, канцелярские принадлежности.
Следите за публикациями в "РГ".