Существует такая байка: начинающий предприниматель, добросовестно занимающийся малым бизнесом, в книжном магазине просит продавщицу: "Дайте мне книжку про то, как мне меньше платить налогов". Она отвечает: "Отдел фантастики у нас на втором этаже".
К сожалению, все последние государственные налоговые инициативы в отношении малых предпринимателей в большей степени напоминают фантастику, а к существующей действительности имеют лишь отдаленное отношение. И даже благие намерения, казалось бы, направленные на поддержку бизнеса, из-за бюрократических проволочек превращаются в насмешку. За примерами не надо далеко ходить.
В прошлом году правительство России вышло с инициативой полностью освободить малый и средний бизнес, работающий в сфере услуг образования и здравоохранения, от налога на прибыль. Это, с одной стороны, основано на мировой тенденции, что образование и здравоохранение будут в XXI веке являться одними из ведущих отраслей, и это направлено на создание задела на будущее - стимулирование инвестиций в эти направления. А с другой стороны, отчасти на поддержку предпринимателей в связи с заменой Единого социального налога страховыми взносами и, как следствие, примерно двукратным повышением налоговой нагрузки для бизнеса. Поясню, что в образовании и медицине основу составляет труд специалиста, и доля расходов на заработную плату в выручке достигает 60%, в отличие, например, от нефтяных компаний, где доля фонда оплаты труда значительно ниже.
В результате в конце прошлого года был принят федеральный закон N 395-ФЗ, который предоставляет право организациям, осуществляющим образовательную и медицинскую деятельность, применять нулевую ставку по налогу на прибыль с 1 января 2011 года до 1 января 2020-го.
Предложенная правительством мера была с одобрением встречена предпринимательским сообществом. Бизнес надеялся, что отмененный налог на прибыль позволит активнее инвестировать в обновление основных средств и отчасти компенсировать рост расходов, связанных с выплатой основных налоговых отчислений.
Вместе с тем принятый документ предписывал организациям не позднее чем за один месяц до начала льготного налогового периода подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление об уплате налога по нулевой ставке. Поскольку текст закона был официально опубликован только 30 декабря 2010 года, то сделать это в установленный срок было невозможно.
Озадаченные представители малого бизнеса находились в некотором недоумении и ждали разъяснений. Официальные разъяснения со стороны минфина в марте этого года подтвердили опасения - образовательные и медицинские организации могут претендовать на льготное налогообложение только с 1 января 2012 года.
Далее события развивались следующим образом: 7 июня 2011 года принимаются дополнения в Налоговый кодекс (N132-ФЗ), где указано, что медицинские и образовательные организации все же могут обратиться в налоговые органы с заявлением о применении с 1 января 2011 года нулевой налоговой ставки по налогу на прибыль. Заявление и необходимые документы представляются в течение двух месяцев со дня официального опубликования правительственного Перечня видов образовательной и медицинской деятельности, но не позднее 31 декабря 2011 года. Очевидно, что закон принят, но до сих пор не работает, поскольку не принято постановление правительства РФ, определяющее необходимые виды деятельности.
Напомню, что в июне заместитель министра финансов Сергей Шаталов во время своей пресс-конференции официально заявил, что минфин летом намерен определить критерии медицинских и образовательных организаций, которые могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль. На дворе уже сентябрь, а вопрос по-прежнему не решен.
Получается, что ожидания сообщества, работающего в сфере образования и здравоохранения, были преждевременны и малый бизнес по-прежнему остается под сильным налоговым прессом. А это означает опять латание дыр в своем бюджете, сокращение сотрудников, урезание заработной платы и как следствие - закрытие предприятий. И те отрасли, которые могут кормить Россию в XXI веке, еще один год останутся без развития, без инвестиций. Сиюминутное планирование доходов бюджета возьмет верх над реализацией стратегии развития страны.
В результате непосильного налогового бремени и пополнения в бюджет стали не такими, как ожидалось (бизнесу просто нечем платить), да условия труда достаточно сложно приходится поддерживать на достойном уровне, потому что эти средства уходят на налоги. Вот и получается , как в анекдоте про двух предпринимателей, когда один другого спрашивает: "Ты знаешь, что такое "много денег"?" - "Это когда на налоги хватает".