Владислав Брызгалин, управляющий партнер Группы компаний "Налоговый щит"
Высший Арбитражный суд (ВАС) РФ разместил на официальном сайте проект Постановления Пленума "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ". Данные разъяснения даны ВАС РФ в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, связанных с применением указанных положений, и уточняют порядок их применения правоприменительными органами. Несмотря на то что проект документа предложен пока для общественного обсуждения, скорее всего, с некоторыми дополнениями и уточнениями он будет принят Пленумом ВАС РФ в ближайшее время и его положения станут обязательными для всех арбитражных судов.
Документ фактически представляет собой обобщение практики КС РФ, ВАС РФ и окружных арбитражных судов последнего времени по актуальным и прин ципиальным вопросам применения положений части первой Налогового кодекса РФ, является достаточно объемным (85 пунктов), касается практически всех положений части первой НК РФ. При этом по многим вопросам применения положений части первой НК РФ, не имеющим однозначного законодательного решения, Пленум ВАС РФ высказался впервые, восполнив тем самым отдельные пробелы в правовом регулировании общих вопросов налоговых правоотношений, а в ряде случаев фактически установил и новые правовые нормы, не предусмотренные НК РФ.
Рассматриваемые руководящие указания высшего судебного органа касаются вопросов исполнения обязанностей налоговых агентов и последствий их нарушения, порядка применения ответственности, процедуры взыскания налоговой задолженности, осуществления мероприятий налогового контроля, возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) налогов и пр. При этом многие его положения направлены на пресечение незаконной практики расширительного толкования положений налогового законодательства налоговыми органами, действующих по принципу "разрешено все, что не запрещено законом".
В частности, ВАС РФ указал на возможность принудительного исполнения обязанностей налогового агента по перечислению этих средств в случае, если при выплате налогоплательщику денежных средств сумма налога не была удержана налоговым агентом (пункт 2). Сохранен общий подход к применению к налого плательщику ответственности за неуплату налога: в случае наличия у него переплаты в предыдущих налоговых периодах по налогам того же вида данная ответственность не применяется. Вместе с тем в проекте предложен к обсуждению и прямо противоположный этому вариант (пункт 19).
Документом разъяснены правила, порядок и условия признания надлежащим извещения налогоплательщика о результатах налоговых проверок и принятых в результате рассмотрения материалов правоприменительных решений, а также последствия ненадлежащего уведомления налогоплательщика об указанных фактах и нарушениях сроков осуществления контрольных мероприятий (пункты 28 - 32). Указанные положения приняты с целью оказать на налоговые органы соответствующее дисциплинирующее воздействие и под угрозой утраты возможности взыскания доначисленных налогов, пени и штрафов по формальным основаниям побудить их к надлежащему исполнению своих обязанностей.
Кроме того, ВАС РФ отдельно высказался о полномочиях налоговых органов в ходе проведения им налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, в частности, запретив проведение осмотров помещений вне рамок выездной налоговой проверки, истребование документов вне рамок налоговых проверок (пункты 23, 26). Данные положения направлены на ограничение случаев излишнего вмешательства в деятельность налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля и связанных с ним субъектов.
Значительное внимание уделено в проекте вопросам правового регулирования отношений по апелляционному обжалованию решений налоговых органов, порядка вступления их в силу и последующего их обжалования в арбитражном суде. При этом ВАС РФ расширил сферу применения административного порядка урегулирования споров, распространив нормы об обязательном досудебном обжаловании в вышестоящем налоговом органе решений об отказе в возмещении НДС и решений о привлечении к ответственности, вынесенных в порядке статьи 101.4 НК РФ, для которых прямо такой порядок нормами НК РФ не предусмотрен. Тем самым ВАС РФ в очередной раз подтвердил приоритетное значение данного способа разрешения налоговых конфликтов.
Особого внимания и одобрения заслуживает вывод ВАС РФ о возможности инициации судебного разбирательства, направленного на исключение неправильных данных из лицевой карточки, налогоплательщиком на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ путем подачи им в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной (пункт 9). Данная возможность позволит налого плательщику привести данные лицевой карточки в соответствие с его фактическими налоговыми обязательствами.
В соответствии с пунктом 85 Постановления его положения имеют обратную силу и вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые на основании норм права в истолковании, расходящемся с содержащимся в постановлении толкованием, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам, в связи с чем его положения необходимо учитывать уже сейчас.