26.09.2011 23:42
    Поделиться

    Сергей Васильев: Налоги должны стимулировать деловую активность

    Недавно правительством было принято решение о снижении на период 2012-2013 годов базового тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30% от фонда оплаты труда. При этом для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения в производственной и социальной сферах (всего 36 видов деятельности), страховой тариф на указанный период устанавливается в размере 20%.

    Отмечу, что ранее для всех категорий "упрощенцев" тариф составлял 14%, а об ослаблении тарифов для плательщиков единого налога на вмененный доход авторы новаций вообще ничего не говорят. Хотя ЕНВД и планируют отменить с 2014 года, но малому бизнесу, который на него переведен, хорошо бы не обанкротиться до этого времени. Кроме того, многие предприятия - плательщики ЕНВД всерьез рассматривают вопрос о переходе на выплату заработной платы "в конвертах".

    Полагаю, что налоги должны стимулировать деловую активность предпринимателей, а не душить ее. При реализации налоговой политики нужно учитывать, что в современном мире налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

    Вместе с тем "Основные направления налоговой политики до 2014 года", разработанные минфином и утвержденные кабинетом министров прошедшим летом, в целом носят инертный характер, сохраняется ощущение приоритетности фискальной, а не стимулирующей функции налоговой системы.

    Более того, продолжается практика некорректного толкования фискальными органами положений НК РФ. Так, согласно августовскому письму минфина N 03-03-06/1/518 при увеличении уставного капитала ООО за счет нераспределенной прибыли прошлых лет у участников общества возникает доход, 20% которого нужно уплатить в федеральный бюджет (пп. 15 п. 1 ст. 251). Но при этом не принимается во внимание, что такое увеличение по сути является инвестицией самого общества, не меняет доли и имущественные права участников, следовательно, и дохода не возникает.

    На практике нередко возникают ситуации, когда по вопросам налогообложения предприятий позиции минфина РФ и ФНС не совпадают, а иногда и принципиально противоречат друг другу. Так, к примеру, в связи с появлением письма минфина от 7 августа 2007 года N 03-02-07/2-138 налогоплательщикам и налоговым органам неясен статус письменных разъяснений минфина. В результате налоговые органы игнорируют "неудобные" для них разъяснения, а в итоге страдают предприниматели.

    Конечно, у налоговиков есть свой приоритет - план по сбору налогов. От этого напрямую зависит сбалансированность бюджетной системы. Но ее целесообразно обеспечивать не за счет увеличения налоговой нагрузки на бизнес и поиска новых налогов там, где их нет, а за счет выявления резервов действующей налоговой системы, в том числе за счет улучшения администрирования налогов и страховых взносов, искоренения случаев "потерь" бюджетных доходов, а попросту говоря - коррупции, увеличения неналоговых доходов от государственной собственности.

    Кроме того, необходимо тщательнее продумывать социальные обязательства государства, прежде чем их брать на себя. Резервом пополнения бюджетов наряду с налоговыми поступлениями должно стать более эффективное использование имущества, находящегося в региональной и муниципальной собственности и поступления от его приватизации. По данным Счетной палаты РФ, имеется примерно 165 млн учтенных объектов имущества балансовой стоимостью 36,3 трлн руб.

    Если говорить о реализации налоговой политики на ближайшую перспективу, то следует активнее стимулировать инвестиционные потоки и реальный сектор производства товаров, работ или услуг; усиливать налоговое стимулирование инновационных и наукоемких предприятий; обеспечить, наконец, прозрачные и эффективные механизмы налогового администрирования.

    Чтобы хотя бы частично перейти от фискальной функции налогов к стимулам для развития экономики, нужно:

    - ускорить принятие правительственного законопроекта N 596284-5 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ", которым предлагается с 1 января 2012 года по 1 января 2018 года установить для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон нулевую ставку по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет;

    - ввести сверхускоренную амортизацию для вновь вводимого в эксплуатацию высокотехнологичного оборудования, разрешив предприятиям списывать в первый год эксплуатации такого оборудования 20-30% его стоимости, а в отношении технологически прогрессивного оборудования - до 100% его стоимости;

    - отнести к средствам целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, средства, полученные организациями на осуществление научной и (или) инновационной деятельности вне зависимости от источника финансирования;

    - освободить малые инновационные предприятия от уплаты налога на прибыль организаций (налоговые каникулы) в течение первых 2 лет работы, а также от уплаты 50% суммы налога - в последующие два года;

    - в целях налогового стимулирования организаций- работодателей к финансированию профессионального образования (в том числе к направлению финансовых ресурсов на развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений профессионального образования) исключить суммы, инвестируемые бизнесом в переоснащение таких учреждений, из налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

    - расширить круг налогоплательщиков, имеющих право на заявительный порядок возмещения НДС. Показатель в 10 млрд руб. по сумме уплаченных налогов автоматически "отсекает" малый и средний бизнес от возможности воспользоваться таким правом;

    - не облагать НДС все операции, связанные с реализацией инновационной продукции;

    - расширить утверждаемый правительством РФ перечень освобождаемого от обложения НДС высокотехнологичного оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ;

    - рассмотреть вопрос о распространении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, касающейся энергоэффективного оборудования, не только на "вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность", но и на уже эксплуатирующиеся объекты промышленных предприятий.

    Эти и другие актуальные вопросы современной налоговой политики будут более подробно отражены в ежегодном налоговом докладе ТПП России, который готовится в настоящее время и будет представлен на VII Всероссийском налоговом форуме в декабре с.г. Мы ждем других конструктивных предложений от бизнеса.

    Поделиться