Минфин предлагает внести изменение в налоговое законодательство по 9 направлениям. В частности, хочу обратить внимание на следующие изменения.
С 2012 года предлагается снизить размер ставки "социальных сборов" с заработных плат с 34 до 30% (для малого неторгового бизнеса - с 26 до 20%). Но для компенсации потерь бюджета и Пенсионного фонда было принято решение с того же 2012 года на "большие" зарплаты ввести дополнительный сбор в размере 10%. Снижение эффективной ставки взноса распространится на зарплаты до 716 тысяч рублей (59,7 тысячи в месяц) в 2012 году и до 793 тысяч рублей (66 тысяч в месяц) - в 2013 году. Это новшество благоприятно для обществ большей части России, где зарплаты не превышают вышеуказанных сумм. Однако перспектива для высокооплачиваемых специалистов не радужная.
Повышающие коэффициенты в отношении всего лизингового имущества предлагается отменить. Применять их целесообразно, считает минфин, только в отношении лизинговых операций, связанных с модернизацией экономики и обновлением фондов. Что попадет в перечень - неизвестно. Тем же, кто сейчас пользуется лизинговым имуществом, не имеющим прямого отношения к производству, целесообразно пересмотреть выгодность лизингового проекта с учетом этих новшеств. На мой взгляд, существует реальный риск, что про модернизацию начнут забывать.
Предложено проведение оптимизации налоговых льгот и выявление неактуальных льгот с целью их отмены. Ликвидация федеральных льгот по региональным и местным налогам - мечта регионов России, поскольку, по сути, центр дает льготы федеральным учреждениям и территориям за счет бюджетов регионов. Конечно, федеральный бюджет "разорится" на уплату налогов федеральной территории, но зато региональный бюджет пополнится. Однако оптимизация льгот в итоге может ограничиться только этим, т.к. минфин в основных направлениях указал, что в ближайшее время наиболее крупные налоговые льготы (в отношении железнодорожных путей, магистральных трубопроводов и линий энергопередачи) следует сохранить "с целью создания возможностей для развития соответствующей инфраструктуры и сдерживания роста тарифов".
Возможно, с 2012 года станет выгоднее продавать недвижимость, а также списывать безнадежные долги. Документ предполагает закрепление на законодательном уровне точной даты признания дохода от реализации недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, с учетом того, что дата передачи недвижимого имущества и дата регистрации, как правило, разительно отличаются. Аналогичная ситуация сложится в отношении даты признания долгов безнадежными.
С 1 января 2014 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности отменяется. С 1 января 2012 года численность персонала "вмененщика", занимающегося розничной торговлей или общепитом, не должна превышать 50 человек. А с 2013 года эти виды деятельности вообще перестанут подпадать под "вмененку". Конечно, до тех пор не стоит отказываться от специального режима, если его применение приносит экономическую выгоду.
Минфин хотя и признает налоговую оптимизацию, но предлагает особое внимание уделить критериям, отделяющим законное уменьшение налоговых платежей от избежания от налого обложения, а также процедурам проверки установления "деловой цели". На мой взгляд, это позитивное предложение. Однако Минфин России так и не указал конкретные способы, с помощью которых можно проверить деловую цель сделок и наличие "налоговой выгоды", а только перечислил уже существующие инструменты, такие как использование практики, накопленной арбитражными судами, а также зарубежного опыта, что практически, полагаю, не решит проблемы.
Особое внимание стоит уделить пункту 9.1 утвержденного документа, в соответствии с которым предлагается ввести правила определения того, насколько законно со стороны налогоплательщика было соблюдение налогового законодательства. Другими словами, предполагается ввести правила и конкретные процедуры, определяющие, соблюдал ли налогоплательщик закон с целью просто выполнить свои обязанности или же соблюдал, но при этом имел цель сэкономить свои средства, то есть преследовал своей целью извлечь максимальную прибыль. Таким образом, соблюдения налогового законодательства будет уже недостаточно. У налогоплательщика возникнет новая обязанность - удовлетворить субъективное сомнение представителей фискальных органов в том, какая цель ими преследовалась при исполнении норм закона.