Как поставить на службу геотермальные источники, экономя огромное количество газа и угля? Об этом корреспонденту "РГ" рассказал заместитель директора Российско-французской металлогенической лаборатории Сергей Черкасов.
Российская газета: В ряде стран геотермальная вода уже давно используется для обогрева домов. В России эта технология пока не применяется. Нет подходящих источников энергии?
Сергей Черкасов: Наоборот, их довольно много. Но прежде надо сказать, что в данном случае имеется в виду. Дело в том, что есть геотермальные источники с высокой температурой воды 150-180 градусов Цельсия, но они встречаются очень редко, скажем, у нас на Камчатке. Там пробурены скважины и построено несколько гидротермальных электростанций, часть полуострова "живет" на этом электричестве. Куда более распространены источники с низкой температурой. Так вот уже при 70 градусах она может использоваться для отопления. Это бесплатный и практически бесконечный источник тепла. Причем очень дешевый и экологически чистый, не загрязняющий атмосферу выбросами.
В России геотермальные ресурсы есть во многих регионах, например, в Ханты-Мансийском автономном округе, Якутии, Республике Адыгея, Томской области, на Северном Кавказе. Удобное для освоенние месторождение еще в советские времена открыто недалеко от Калининграда. Аналогичный источник был обнаружен в соседней Литве. Но там уже давно построена станция, которая вырабатывает экологически безопасное тепло, а в Калининграде все по-прежнему. Город отапливается, сжигая углеводородное сырье, хотя оно обходится в копеечку. Ведь его доставляют через несколько границ. Кстати, проекты применения подземных вод для отопления городов готовились еще в советское время, однако ни один, по сути, не был реализован.
РГ: А сейчас геотермальная энергия кого-то интересует?
Черкасов: Да, есть первая ласточка. Так, в конце прошлого года к председателю совета директоров Российско-французской металлогенической лаборатории академику РАН Дмитрию Рундквисту обратился премьер-министр Республики Адыгея Мурат Кумпилов. Дело в том, что регион намерен использовать геотермальные воды для теплоснабжения Майкопа и требуется помощь ученых в реализации этой программы.
РГ: Когда может окупиться геотермальная станция?
Черкасов: Станция, снабжающая теплом около 20 тысяч человек, в условиях Адыгеи окупается в течение трех лет. Финансировать проект будeт бюджет региона и частные фирмы. Подписано соглашение о создании консорциума "Геотермальные ресурсы". Если этот первый шаг в освоении подземных вод будет успешным, то Республика Адыгея станет первым российским регионом, который прекратит сжигать все дорожающие газ и уголь, а станет обогревать себя неиссякаемым теплом Земли.
РГ: Почему ваша российско-французская лаборатория с таким необычным названием занялась геотермальной энергией?
Черкасов: Все происходящие в земной коре процессы взаимосвязаны. Занимаясь прогнозом месторождений полезных ископаемых, мы искали "грелки" - те участки земной коры, где приток тепла создавал условия для формирования месторождений. Это, в частности, геотермальные поля - такие, как, например, на Камчатке или в Мексике. А наши французские коллеги занимаются в том числе и проблемами геотермальных станций в Парижском бассейне. Поэтому наша лаборатория вместе с Государственным геологическим музеем РАН и Французским агентством по охране окружающей среды занялась использованием геотермальных ресурсов. Кстати, в Парижском регионе около 500 тысяч жителей используют геотермальную энергию от 37 геотермальных станций для отопления и горячего водоснабжения.